Детский психоанализ

Появление метода

Детский психоанализ как форма психологической помощи появился еще в 30-е годы. Было замечено, что достаточно маленькие дети могут предъявлять спонтанный материал (диалоги, фантазии, страхи) непосредственно в игре. И возрастные рамки психоанализа значительно расширились: можно работать с детьми уже в возрасте 4-5 лет и даже 3-х.

Для игры нужна игровая комната с большим количеством игрушек, с помощью которых можно создавать различные сюжеты, и главное — темы, связанные с детско-родительскими отношениями. Но как показывает опыт, всегда можно обойтись подручным средствами (природный материал, камешки и т.п.)

Игра с песком

В качестве одной из формы психоанализа (детей и взрослых) используется т.н. «игра с песком». На ее фоне работают в рамках различных направлений: классический психоанализ, юнгианский анализ, кляйн-анализ.

Этот метод нельзя отнести к экспресс-вариантам. Активность психолога в игре минимальна. Самое главное профессиональное качество — «не вмешиваться» (т.е. никак не влиять на ход игры: ни словом, ни взглядом, ни жестом), для того чтобы не спугнуть попытки ребенка выразить что-то очень глубокое и личное. Другими словами, все что рождается, проявляется в игровых сюжетах спонтанно и медленно. Но зато границы контакта ребенка с миром, которые таким образом создаются, будут достаточно устойчивыми: закаленными в процессе многократного повторения «травматических» сюжетов.

С детьми 5 лет требуется приблизительно 25-30 игровых сеансов, а в 8 лет — больше 50 встреч. Наверное, здесь следует уточнить, что психоанализ взрослого человека длится несколько лет с частотой встреч 5 раз в неделю.

В процессе игры ребенок (так же, как и взрослый на психоаналитическом сеансе) многократно проигрывает конфликтные сюжеты, «молчаливо» включая психолога в этот театр миниатюр (в качестве зрителя, но скорее всего как родительскую фигуру). Когда конфликтные сюжеты истощаются, начинается «этап грязи»: игрушек  уже нет, только песок и много воды, куда интересно погружать руки.

После такого погружения в «ничто» и обретения контроля над этим состоянием, возвращается сюжетная игра, но уже с новыми «конструктивными» сюжетами. И завершается психоанализ появлением в игре символов стабильности.

Расписание интернет-занятий для родителей — здесь.

Авторские статьи с описанием тех трудностей, когда может быть уместна психоаналитическая работа с маленьким ребенком или подростком: «Личность или «пограничность», «Синдром Золушки«.

Ольга Исаенко,

детский психолог онлайн,

кандидат психологических наук

Ниже в окошке «добавить комментарий»

вы можете задать вопрос

детскому психологу на «капитанском мостике».

6 комментариев на «Детский психоанализ»

  1. Ирина:

    Здравствуйте Ольга!
    Моей дочери 19 декабря 2013г. исполниться 6 лет. У нас есть одна особенность, которая переросла в большую проблему. Ребенок не может ходить с распущенными волосами, даже на ночь. Ей надо что бы волосы были собраны в хвост, и не было «петухов», что бы все было гладко. Мытье головы и причесывание волос всегда сопровождается слезами, истерикой. Если я не завяжу ей хвост она будет держать волосы рукой, и это будет продолжаться до тех пор пока ей не завяжут хвост. Эта ситуация продолжается долго, мои нервы начали сдавать, т.к. уговоры, беседы не помогают, я начала кричать на дочь дергать ее за волосы и мне от этого еще хуже.

    • Ира, я думаю, что это невротический симптом близкий к «вырыванию волос» у детей и взрослых. Или даже какая-то форма навязчивых состояний.
      Здесь можно идти двумя путями:
      1. Дать ей какие-то сильные ощущения, к примеру, контрастное обливание. Снизить эмоциональную нестабильность какими-нибудь препаратами (это к врачу).
      2. Решать эмоциональные проблемы с помощью детского психоанализа. Есть такая возможность? Или хотя бы просто длительная работа с психологом с использованием игровой терапии.

  2. Оксана:

    Здравствуйте!
    Мой старший сын, не хочет ходить в среднюю группу в детском садике (5 лет исполнится 4 января 2014г.). В сад пошел раньше и ходил в группу которая в этом году есть старшая,дети идут в школу осенью. Его перевели в среднюю. Был активным ребенком, ходил с удовольствием в сад. А щас сидит на лавочке,играет с некоторыми детьми, очень тихий стал. Не хочет делать зарядку, еще с вечера истерика что не хочет идти в сад,что это не его группа,не его воспитатели. Разговаривала с ним, спрашивала что да как,говорит, что дети не знают его, не знают как его зовут.Что он не играет ни на прогулке,ни в группе. Сидит. Ездила разговаривала с воспитателями,говорят,что вот утром посидит посмотрит в окошко и потом играет,но только с некоторыми детками. И говорит сын что дети дерутся в той группе,я учу если обидят давать сдачу,а он говорит,что он не будет давать сдачу потому что воспитательница накажет его. Не знаю уже что делать,уже ору на него и не раз шлепала,не хватает терпения. Не помогают уговоры, обещания что-то купить.Не знаю,может воспитатели обижают или что ….Спасибо заранее!

    • Ну и что уж такая драма в четыре-то года?

      Сразу могу только сказать, что самое худшее, что могут сделать родители по любому поводу — это уговоры и обещание что-то купить…

  3. Вера:

    Моей внучке 6.5 лет стала плохо себя вести,оговариваться с мамой и даже позволяет себе ее ущипнуть ,если что не по ее делается или даже сказать,что тупая.А через пять минут обнимает и просит прощения. Как поступать,что можете подсказать.Заранее спасибо.

    • Думаю, на этот вопрос — вы можете ответить и без меня. Ребенок не может быть главным в семье и любое небрежное, агрессивное отношение к родителям — нужно решительно останавливать или наказывать.
      Здесь много авторских статей на эту тему. Можно прочитать еще http://det-psi.ru/zapis-2/

Задать вопрос детскому психологу (или добавить комментарий)

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s