Психологические особенности детей 3-4 лет

В октябре 2016 начинают работать закрытые группы ВКонтакте «Непослушный ребенок«, «Самостоятельный ребенок». Интернет-занятия и консультации с детским психологом. Присоединяйтесь сейчас — набираем группу родителей!

 1.      Детский мозг

Завершено формирование глубинных подкорковых структур мозга, отвечающих за тонус, активацию всех остальных структур, а также межполушарных связей этого уровня. Активно начинает развиваться правое (образное, пространственное полушарие), усложняется восприятие (слуховое, зрительное, тактильное и т.п.), что способствует формированию целостной картины мира.

Важно создавать условия для получения полноценной сенсорной информации из внешнего мира через разные модальности: теплый/холодный, громкий/тихий, гладкий/шероховатый, светлый/темный т.п. Здесь речь идет в первую очередь об опыте, ощущении, а потом уже о назывании, о слове.

Активно развивается моторная кора, поэтому нужно обратить внимание на развитие крупной и мелкой моторики, соответствующей возрасту ребенка: бег, прыжки на двух и на одной ноге, умение пройти по дощечке, переступить через палочку, управление пальчиками. Управление движениями даст «опыт» для регуляции более тонких внутренних состояний (эмоций и т.п.), а также обеспечит развитие речи.

В три года ребенок говорит 10-15 слов или вовсе молчит

 2.      Познавательные процессы

Внимание и память непроизвольны: концентрация на ярких, эмоциональных событиях.

Восприятие.  Использование простых сенсорных эталонов (геометрические формы, цвета).

Речь. В 3 года завершается этап активного формирования речи, в словаре ребенка около 1000 (1500) слов, существительные и глаголы. Постепенно словарь расширяется за счет прилагательных и др. частей речи.

Мышление. Переход от наглядно-действенного (предметно-действенного) к наглядно-образному мышлению. Мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ) происходят еще на фоне манипуляции с предметами (соотносящих и орудийных действий), но ребенок уже может решать некоторые задачи с опорой на «картинку», т.е. только на зрительное восприятие ситуации.

Психологические особенности детей в 3-4 года: детская игра

Детская игра: переход от манипуляций с предметами к простым сюжетам.

 

3.      Игра

Предметно-манипулятивная игра – еще ведущая. Важно обеспечить игровое пространство «простыми» игрушками: кубики, пирамидки, ведерки, совочки, бытовые предметы. Начинает зарождаться сюжетно-ролевая игра: ребенок в игре «замещает» одни предметы другими, также можно наблюдать короткие сюжеты  с одной-двумя ролями.

 4.      Личность

Кризис 3 лет завершается. Появляется чувство личности «Я есть», способность говорить о себе в 1 лице.

Отделение ребенка от матери. Ребенок входит в семью как «один из  многих». Он не главный в семье, он не управляет и не манипулирует взрослыми, и у него уже есть свои маленькие обязанности (самообслуживание, убрать игрушки). Для формирования общей саморегуляции и снижения стресса, связанного с адаптацией к детскому саду важно соблюдать режим дня.

Уважаемые коллеги (а также рерайтеры, педагоги, мамы «вконтактах»), я не разрешаю копировать мои тексты и публиковать их на ваших страницах в соцсетях или сайтах. Подробнее здесь:  Об авторских правах.

Ольга Сергеевна Исаенко,

детский психолог, кандидат психологических наук

Ниже в окошке «добавить комментарий»
вы можете задать вопрос детскому психологу

ВНИМАНИЕ! В моей почте накопилось много вопросов (очень много!). Поэтому пока не отвечу — возможность задавать вопросы на сайте временно приостанавливаю в этом месяце. Все серьезные и сложные вопросы можно решать на консультации по скайпу, а также, прочитав полезные заметки для родителей на главной «Детский психолог-ПРОФИ» или в этом блоге  и еще сотни вопросов-ответов, которые уже есть на этой странице.

 

Мы «ВКонтакте»:

Мы в Facebook

 Полезные статьи:

1. «Личность или «пограничность».

2. О математике в 3 года и позже.

3. Раннее обучение чтению вредно.

139 комментариев на «Психологические особенности детей 3-4 лет»

  1. Марина:

    Здравствуйте, моему внуку 3г.10 мес. (рожден от случайной связи моего сына с матерью внука, мой сын отцовство признал и записал его на себя, то есть на нашу фамилию, после чего уехала в свой город, на контакт не идет, не дает его нам видеть, и ничего не знаем как он рос все это время, хотим просто хоть иногда его видеть и помогать внуку.) не виделись с ним 2 года, ( был момент когда она приехала в наш город снимала квартиру и ребенок очень часто находился у нас, устроили его в д.сад, все было хорошо, ребенок был доволен, потом снова увезла его в свой город когда малышу было 1г. 10 мес.) сейчас случайно узнали что ребенок находится на лечение в противотуберкулезном диспансере, хотим поехать навестить его. не навредит ли встреча психике ребенка, ведь нас он не знает ( а может и вспомнит), а то мой супруг говорит как бы не было хуже от этой встречи, так как однажды он уже потерял нас.

  2. Анастасия:

    Здравствуйте. Моей дочке 3,1. 2 месяца назад в нашей семье появился второй малыш. Мы стараемся как можно больше времени уделять старшенькой. Объясняли ей что она теперь не одна,у неё есть сестренка которая нуждается в заботе. Хвалили её за малейшую помощью. Но сейравно она стала очень агрессивной,капризной,начала драться иповышать голос. Подскажите как поступить в этой ситуации,ведь не возможно все время уделять только ей. Зарание спасибо.

    • Настя, в этой ситуации, чем больше внимания, тем хуже. Вы никогда не насытите ревность старшего ребенка. И она и через 5 лет будет вас шантажировать тем, что вы ее не любите.
      Работает — только смена статуса: повзрослел — меняются права и обязанности, меньше маминого внимания, больше семейного. Ну и детский сад — это весьма целительно.

  3. Елена:

    Добрый день, у меня такая проблема. Ребенку 3.5 года, мальчик. Заговорил только после трех.На данный момент говорит все, что видит вокруг. Очень большой набор слов из названия предметов. Прилагательных использует мало, глаголы только начинает. Фразовая речь состоит из максимум 3 слов: например, я хочу зефир, пойдем в зал, я хочу гранат, открой сок пожалуйста…..В садик еще не ходим, дали направление пойдем через месяц. И все-таки меня больше беспокоит другое… при общении с совершенно ему незнакомыми людьми он делает вид, что их не замечает…. Иногда может ответить, как зовут, назвать фамилию, возраст. Вот недавно мы решили пойти заниматься с логопедом, на консультации первой все себя спокойно, ответил на пару вопросов, но не особо заинтересованно, в контакт не вступал, больше играл с игрушками, пока мы с логопедом обсуждали нашу речевую проблему… Когда мы пришли на занятие, логопед попросила меня выйти, чтобы они позанимались… И тут мой ребенок замкнулся, не реагировал на нее, не вступал в контакт, на все ее просьбы мотал головой, когда она начинала петь песенки ему закрывал уши, закрывал глаза, бился в дверь… и пришлось прервать занятие… И это уже не первый раз… У нас не получается заниматься… Пробовали со мной, но он на преподавателя не реагирует, обращается ко мне… и в конечном итоге ничего не получается. Хочется добавить, что он достаточно капризный, чуть не по его, сразу истерика,Очень надеюсь на садик, может вы что-то посоветуете.

    • Ну, да… он вас крепко держит «за жабры»… 🙂
      На мой взгляд, все не так плохо. Словарь по началу и должен состоять из существительных и глаголов. А для того, чтобы петь песенки к логопеду можно не ходить. Пойте сами. Обсуждайте с ним все, что вы делаете по дому. Если он не повторяет и не отвечает на вопросы, просто рассказывайте, что вы делаете.
      Я бы, занимаясь с таким ребенком, сделала 3 пробных занятия (без родителей). А потом бы уже принимала решение — идем ли мы дальше. Причем ребенок еще не раз будет проверять границы, его просто ставят перед фактом, оставляют в кабинете и все, мама решительно уходит. Далеко уходит на полчаса, чтобы не было соблазны вмешиваться.

  4. Тамара:

    Доброго вечера! Подскажите пожалуйста. У девочки 3х лет в игре обязательно присутствует, что-то отрицательное.. Играем в животных, все у нее «дохнут», играем в кукол, обязательно непослушная и ей надо «сдохнуть». Само слово она взяла от старшей сестры (8 лет). Но не знаю, как правильно направить игру в другое русло и насколько это может перерасти в проблему. Если играем без игрушек, то все хорошо, она заботится, лечит, кормит, а с игрушками никак. Что можно сделать?

    • Сменить среду, предложить ей для наблюдения разные формы поведения взрослых, исправлять ее во время игры, предлагать другое развитие сюжета…
      Но… в 3 года как-то рано играть в куклы… Это период знакомства с предметами и действиями.

  5. Елена:

    Мой ребенок агрессивен? Была в гостях у подруги с сыном 3-х лет, у которой девочка на полгода младше. В течение пребывания в гостях, девочка забирала у моего сына все, что он находил себе для игры(как правило он легко придумывает себе игры, чем вызывает интерес к себе других детей на улице, хотя сам к игре с другими детками не стремится). Девочке по поводу ее поведения замечаний никто не делал, в итоге сын стал во время конфликтных ситуаций замахиваться на нее руками, иногда кричать. Мама девочки сказала, что мой сын агрессивен, это ненормально так регаировать. Рассудите.

    • Лена, не ходите в гости к мамам с маленькими детьми. 🙂 Потому что вы — на их территории и не можете устанавливать свои правила. А вообще, дети должны получить опыт общения со сверстниками… разный.

  6. Елена:

    :-)Спасибо! Теперь уже и не к кому в гости идти. Грустно, ну ладно. Будем получать опыт на площадке!

  7. Анна:

    Здравствуйте,моей дочке3,8(удочерила в год и три месяца) девочка активная разумная:рисует лепит,играет в дочки матери с куклой, качает ее, жалеет ,кормит читает книжки(картинки показывает и что то расказывает),но вот говорить предложениями начала всего несколько месяцев как(причины объяснимы ), говорит достаточно хорошо остались только слова младенческие ням-ням,бай-бай,топ-топ,но стараюсь перенаправить ее говорить по взрослому мягко в игре,пошли в сад оч общительна,но в сад идти не хочет рыдает,ее там не обижают любят прихожу забирать играет с детками,но утром истерика. Я все время была с ней старалась восполнить младенческое одиночество,понимаю что то необратимо утрачено,может рано отдала ее в сад ??мы ходим 2года на детские развивалки,там всегда активна не агрессивна,но любит побаловаться и еще неуступчива с самого маленьго первое слово нет практически на любое предложение(игра еда и тд) часто через секунду перед умывает и говорит хочу хочу но часто и надо приложить усилие чтоб что то делала а затем просто не остановить как нравится лепить рисоватьИ так далее.как научить ее быть гибче ведь чем взрослее тем больше неуступчивости???

    • Знаете, Аня… как только вы начнете относится к ней, как к обычному ребенку, не будете взращивать ее социальную инвалидность, все станет на свои места. Восполняйте ее одиночество, но до того момента, пока она не начала вами помыкать. Вот тут пора остановиться.

  8. Ирина:

    Здравствуйте. Моей дочери 3,3 года, в силу обстоятельств ребенок живет с бабушкой и папой и по месяцу не видит маму (мама работает в другом городе). Очень волнует вопрос, как это может отразиться на психике ребенка?

    • Ира, ну вот как есть, так и живете по обстоятельствам. Идеальных условий для развития — нет, да они и не нужны. От них иногда больше вреда, чем пользы. Думаю, что в те моменты, когда вы бываете дома, вам нужно больше проводить времени вместе, лучше что-то вместе делать… т.е. речь не идет о том, что вы развлекаете ребенка, дарите подарки и т.п. Вы точно не должны покупать ее внимание.

  9. Елена:

    Здравствуйте! Моей девочке 3 года 4 месяца. В сад не ходит. Но социально адаптирована. 2 года ходим в центр развития, на рисование, недавно стали заниматься художественной гимнастикой. До недавнего времени спокойно заходила на занятия без меня, а сейчас хватается за руки, плачет, говорит, что ей скучно. И еще постоянно спрашивает: Что это? Кризис возраста?

    • И в чем тут «адаптация», Лена? Думаю, что вашей девочке просто рано серьезно чем-то заниматься. Ее энтузиазма на самом деле надолго не хватит. Она обычная маленькая девочка. Каких «решений» вы от нее хотите?

  10. Наталья:

    Здравствуйте! Дочке 3 года, так более-менее спококйный ребенок. Но если происходит что-то даже не необычное, а что нарушает привычную обстановку, то по завершению получается плач, ор, иногда истерика. Например:всю неделю гуляем только во дворе, к концу недели уже не выманить на прогулку, видимо надоело одно и то же? Решаем съездить в парк, сквер, даже в гости. Всю дорогу обратно слушаем рев и ор. Муж обвиняет меня в том что я «калечу» ребенка, таская его куда ему не надо. Но как же например походы в театры, на выставки, это интересно ребенку, я же вижу. Но вот это поведение после… как с этим бороться? Если мы ездим без мужа среди недели, то все проходит легче. Я даю ей выплакаться, обнимаю, и все протекает мягче. Но муж сразу нервничает, обвиняет меня, грозит никуда нас больше не отпускать. Из-за этого нервничаю я ну и для ребенка это ничем хорошим не заканчивается((((

    • Пора вам разделяться, Наташа. Вы на работу — ребенок в детский сад. Это самый простой путь.
      Нет, я не считаю, что орущий и истерящий ребенок в 3 (!!!) года — это «более-менее спокойный».
      Попейте еще какие-нить таблетки от невролога, чтобы снизить силу истерик.

  11. Лариса:

    Здравствуйте. У нас проблема. Поздний ребенок , девочка 3,5 гола, очень избалована камандует в доме, упертая. Что сделать чтобы жить стало легче

    • Стучите мне в почту det-psi@yandex.ru, 3-5 полноценных консультаций по скайпу и точно жить станет проще.
      На самом деле — дети не должны быть чем-то изнурительным для родителей.

  12. Дарья:

    добрый день! ребенку 21.09. исполнится 3.суть проблемы :с ее отцом в разводе,через суд установлен график посещений(из чего можно сделать вывод,что договориться с ним невозможно ).настраивает ребенка против меня, говорит,что заберет к себе жить.после этих встреч,дочь пытается меня бить ручками,ковыряет кожу на пальцах и губах,плачет,капризничает,спать не уложить..с дочкой мы очень близки,без этих встреч «мамочка любимая». я сейчас в положении,ждет сестричку.это вкратце.подскажите,пожалуйста,как быть?

    • Лена, девочка ваша очень маленькая и я не верю, что ее специально можно настроить против вас.
      Даже если и так, что в этом такого уж критичного. На следующий день — все пройдет.
      Я бы с большим пониманием отнеслась к чувствам папы, расставшегося с девочкой.

  13. Ирина:

    Здравствуйте! Дочери 3,3 года. Недавно пошли в детский сад. Проблема с речью. Предложениями и даже фразами не говорит, только отдельные слова (предметы которые видит) например: мяч — че, черепаха — че, Рома — Тота (младший брат) и т.д. Ходили к логопеду — не повторяет, не смотрит. Занимаюсь дома — инструкцию не понимает, падает на пол начинает истерить. Переживаю еще по тому поводу, что сверстники с ней не общаются, дома она смелая , а на улице или в дет. саду всем уступает, игрушки у нее отбирают. Я разговариваю с ней, но она меня не понимает. Не отвечает на вопросы.

    • Ну немного с другого конца нужно заходить, Ира… С оптимизации тонуса мозга, с развития крупной моторики, с развития кожной чувствительности, с массажа… Ну какой логопед? Логопед вам предлагает задания, которые могут повторять дети 5 лет, к примеру…
      У нас сейчас набирается интернет-группа для родителей по развитию речи. Вам как раз сюда… мы начинаем заниматься через 2 недели. http://det-psi.ru/rebenok-ploxo-govorit-internet-seminar-i-master-klass-s-26-po-31-oktyabrya/

  14. Анастасия:

    Здравствуйте! Помогите нет сил уже… Сыночку 4г6мес. Дело вот в чем у нас родился второй малыш (мальчик), сыночка подготавливала всю беременность, что у него будет братик и он очень ждал брата. И сейчас подходит иногда к нему,целует,обнимает,играет. Нооо…. Но после рождения младшего, старшего как подменили он стал агрессивным, стал драться,кусаться,обзываться мои прозьбы игнорирует или к примеру прошу игрушки собрать он мне иди сама. Стал кричать, что я тебя не люблю и т.д. Хотя до родов это был самый нежный и добрый ребенок. Я стараюсь не кричать на него,но вечный недосып и усталость сказываются на моей психики. И после этого сама очень переживаю

    • Никогда нельзя быть готовым в рождению другого ребенка, кроме тех случаев, когда мама рожает одного за одним много лет подряд и ей вообще нет дела до переживаний более старших… Вручила их бабушкам или подросшим детям, и все… Пора в мир, подальше от маминых колен!
      Поэтому и вашему тоже пора… в нашей реальности — детский сад. Чудесное место, где можно получить эмоциональную поддержку и расширить круг общения.

  15. Наталья:

    Здравствуйте. Дочке 3.8. Беспокоят ее постоянные истерики по любому поводу. В садике ведет себя очень хорошо, но стоит только выйти оттуда и начинается- шапку не одену, неси на ручках, домой приходит на пол бросается раздевай меня(в садике все сама)Ночью может встать начать кричать Постоянно я сама не трогай не делай. Не знаю, что с ней делать и как вести себя с ней(

    • Быть достаточно строгой, Наташа. Решительно останавливать все детские истерики, проявление агрессии по отношению к вам… Если вы достаточно решительны — ситуация изменяется мгновенно. И потом редко повторяется и конфликт исчезает, как и не было.

  16. Екатерина:

    Здравствуйте! Дочьке 3,5 лет. До недавнего момента было более менее все нормально, меня она слушалась «мамочка мамочка, люблю, ласковая вся такая», с бабушкой конечно и истерики устраивала и не слушается, появился бзик не нравятся трусы немедленно менять надо по несколько раз на день, тоже самое и с другими вещами. Попробовала ее сломать чтобы не истерила по поводу и без повода, а она уперлась и не «покорилась», как протест какой то. Что делать как правильно повести в данной ситуации? Может это возраст такой переломный.

    • Катя, просто не дожали ситуацию. Остановились на полпути. Дали слабинку и она это почувствовала. Ну и бабушка, конечно, свой вклад в истерики тоже вносит.
      Если вы наказываете ее — ну нужно поспешно отменять наказание. Если сердитесь — как-то справляйтесь с вашим чувством вины и жалостью. Палку вы не перегнете, любить ее меньше не будете… но вот определенную дистанцию нужно выдержать.

  17. наталья:

    Живем вместе мама папа и ребенок 3.5 лет мальчик срождения была все время с ребенком мама у папы не было интереса к ребенку но как подрос ребенок в грубой форме может сказать маме уйди или кричать а папа в етот момент может смеяться ребенок не стал хотеть играть с мамой как быть маме?

    • Наташа, этот случай больше говорит об отношении между родителями. С одной стороны, хорошо, что папа заметил сына. Но родители всегда поддерживают статус, авторитет друг друга.
      Кстати, то, что ребенок с вами груб, это все же ваше — мамино — «достижение». И даже папина странная реакция — не причина, это вы запустили этот механизм в жизнь.

  18. Яна:

    Доброй ночи. Что-то не понятное происходит.. два сына, старшему 3.9. Младшему 1.6. Старший ревнует как нам кажется,бьет младшего всегда и когда есть за что и просто в виде игры, что-бы убрать игрушки за собой тратится 3 часа нервов моих😤. Итог — игрушки сам не убирает ждет моей помощи где я собираю все за него. Наказание угол …плачет говорит , что больше так не будет ….проходит 15 мин все по новой. Подскажите пожалуйста как с этим бороться?!

    • Яна… — пора старшему в детский сад, чтобы самые простые просьбы взрослых не попадали в эпицентр большой личной драмы ребенка — появление младшего в семье. Ну и если он наказан — не отменяйте наказание слишком поспешно. Это серьезная родительская ошибка.

  19. Алёна:

    Добрый день!Помогите, пожалуйста, разобраться, сыну 3.5 года, ходит в сад, воспитатели каждый день на него жалуются,что бьет деток, в основном это девочки, и бьет из подстежка,чтоб воспитатель не видел, это происходит уже больше месяца,проводим беседы, он говорит, что больше никого не будет трогать,и,что это не красиво обижать девочек, но каждый день кого-то ударяет. Есть девочкив группе,которые уже из-за него не хотят ходить в сад и истерят, боятся его. Воспитатель говорит,что стал очень непослушным, задевает всех деток,срывает занятия,гиперактивный.Не знаем,как вести себя с ним,дома он более или менее спокойный,в саду всё наоборот,невропатолог дал курс лечения,чтоб снять нервную возбудимость,пока что ничего не помогает.Воспитатель просит принять меры,сама уже не знает как с ним быть. Когда спрашиваю у ребенка,почему он так поступает,он всегда находит отговорки,что детки ему мешают,либо громко говорят,либо слишком близко стоят (например на танцах),либо разговаривают за столом во время еды. Складывается такое впечатление,что он берет на себя роль старшего (воспитателя),и пытается учить детей,как нужно себя вести, не раз замечала это за ним, даже на прогулке со мной. Подскажите,пожалуйста,как можно это исправить.

    • Думаю, воспитатель недостаточно строгая и опытная, вот он и куролесит… Ну а родительские разговоры в данной ситуации — самое бесполезные, что можно сделать. Вы такими разговорами только поощряете его делать так и дальше. Вы ведь даже не рассердились на него,а это самая простая и точная оценка его поведения, которая ребенку очень понятна и в комментариях не нуждается.
      Заметка на эту тему: http://det-psi.ru/roditelskij-gnev-pravednyj-i-svyashhennyj/

  20. Надежда:

    Здравствуйте, подскажите как реагировать на то, что ребенок себя винит. Моей дочке 3, 9 она пошла в сад в 3,4. 6 месяцев ходили до сна. В семье 2 ребёнка сын 9 лет и дочка 3,9. Уже неделя как я стала замечать, что если я или кто другой из семьи скажет, что не надо так делать…
    Она начинает убегать и сразу говорит» да, я виновата, я плохая девочка…да, да ты права» Но дело в том, что даже не ругаю ребёнка и уж » плохая девочка» точно не говорю. В семье всё построино на любви. Всегда хвалю, целую, люблю и говорю деткам о своих чувствах. И конечно такие ее слова в свой адрес меня пугают. Она как заведенная твердит это. А я не знаю как быть, говорю ей» ты у меня хорошая и красивая и умная…» хвалю её.
    Думаю может в саду кто то сказал,что то. Но в сад она ходит с радостью и уже остаётся спать.
    Пожалуйста подскажите мне как исправить эту ситуацию. И вот ещё про отношения с братом, они то же складываются хорошо, часто играют и редко спорят.

    • Возможно, начать с того, чтобы сбалансировать родительскую обратную связь — в равной степени использовать и похвалу, и критику; и поощрение, и наказание.
      Не думаю, что девочка в полной мере понимает, что она говорит. Но вот то, что в ответ на замечание родителей, надо не «виноваться», а просто изменить свое поведение, т.е. остановиться, как минимум, и сделать по-другому, в идеале. Вот этому ее важно обучать. Предполагаю, что переход от замечания к изменениям ей как раз и не понятен.

  21. Екатерина:

    Здравствуйте! Дочери 3г4м. Последние пол года просто неуправляемая. Наказания не действуют, не договориться, ни уговоры. Чуть что не так орет и может орать хоть пол часа (пробовали не обращать внимание). Муж решил воспитывать «по попе». Я против такого, но и самой терпение уже заканчивается…грустно от того, что я отдыхаю, когда ребенка забирает свекровь к себе с ночевкой. Хочу наслаждаться от общения с дочерью и не могу, потому что даже кушать ее не заставить. Если не заставлять, то день может не есть( В садик ходим, очень разговорчивая, развитая. И еще. Спать ложится только со мной. С мужем ни в какую не хочет засыпать, устраивает истерику с криком по часу. Одна — тем более. Когда я была в роддоме (младшей 3мес, ревности нет) засыпала с ним без проблем.

  22. Людмила:

    Здавствуйте!Девочке 3,6 Проблеммы появились последние 4 месяца,В сентябре пошла в детский сад,но почему-то в группу где дети 1.5-2.5.Походы со скандалом.В саду находилась весь день,но есть отказывалась.Закончилось все больницей.(правда врачи сказали,что это вирус)Врачам я доверяю,но дальнейшее показывает,что дело не только в этом.Теперь проблеммы с едой уже дома(в сад ходить до весны не советовали)Ребенок из спокойного,любознетельного и веселого постепенно становится капризным ,и,что самое главное,не способным сосредоточится.Ничто ее не занимает больше 5 минут,если она вообще согласна чем-то заняться.Планшет(вот это слово) наше все.Но и там те же проблеммы.Я бабушка.Сын и невестка разошлись в том же ноябре.Невестка с внучкой живут отдельно,но я с ней общаюсь не менее 4 дней в неделю.Сын живет у меня т.е.видится с дочерью так же часто.Мама в эти дни работает.Он ходит с ней в театр,кино,просто гуляет.Пытается заниматся развитием(книги,счет,английский,буквы,рисование)Все это у нас получалось раньше,но не теперь.Мы мечемся в поисках решения,но не знаем,что делать.Можно ли получать Ваши консультации по почте или подскажете,что делать и куда обращатся.Спасибо.

  23. Маргарита:

    Здравствуйте.У нас такая проблема дочке 3 с половиной годика, буквально несколько дней назад она перестала глотать, жует пищу до такой консистенции что действительно глотать не захочешь и соответственно плюет, я ругаюсь и по плохому и по хорошему пробовали, ничего не помогает, горло нормальное, ведь остальное прекрасно глотает конфеты печенье и т.д. Только на ночь выпивает кефир и все.Боюсь осложнений вдруг отвыкнет от еды.Да и удивительно что природа свое не берет, думала не буду настаивать сама проголодается, ничего такого не произошло.Наверно это на психологическом уровне.Пожалуйста напишите что об этом думаете.И что мне делать дальше.Заранее спасибо.

    • Думаю, если нет медицинских проблем, да еще глотает конфеты — этот вопрос нужно решать не со мной, а спросить совета у опытных бабушек.
      Убрать все печеньки, закрыть их железно и лучше просто удалить из дома, много двигаться на свежем воздухе, перестать ее вообще пичкать и фиксироваться на теме еды. Вот тогда природа действительно свое возьмет.

  24. Надя:

    Здравствуйте. У меня к вам такой вопрос. Я работаю воспитателем в детском саду. Ребенок 5-6 лет грозится выброситься в окно. Каковы должны быть мои действия

    • Обсудите этот вопрос с администрацией. А также в ответ на шантаж — идите в наступление — резко останавливайте фантазии и угрозы на эту тему, лишите развлечений, подвижной игры на прогулке и т.п. Этот вопрос точно нужно решать в плоскости доминирования.

  25. Галина:

    Здравствуйте. Я в отчаянии, у меня три дочери, младшей 3г. 5 мес., как начинаем собираться в садик (и не только) не можем выбрать что одеть. Месяца 2 назад было два комплекта которые соглашалась одевать, сейчас что бы не предлагала ничего не надо, говорю выбирай сама, результат ноль. С колготками вообще беда, меняла разные модели, потом перешли на лосинки, сейчас одни продырявились, другие перестали нравится, оденет тянет, дергает и снимает, начала одевать колготки средней дочери (белые колготки, типа капроновых которые покупала для музыкалки). Сегодня дошло до истерики и ее и моей, уговаривала, потом отругала, попыталась отвлечь потом опять уговаравила в итоге шлепнула, силом кое-как натянула платье, куртку и в машину. Я не могу найти к ней подход, со старшими проще, с ней как только не пробую, бесполезно, заупрямиться и хоть землятресение рядом не реагирует.

    • У вас наверное слишком много свободного времени, Галя… Иначе откуда столько ресурсов на решение вопросов с колготками? Никакого подхода здесь искать не надо. Девочке всего три года. Она не должна принимать решения и не надо предоставлять ей выбор. И все.

  26. Марина:

    Здравствуйте!у меня растет сын, ему сейчас2,6. Начали ходить в сад в две группы(адаптационная и материнская)по часу в день. В материнскую ходим вместе-все отлично, со всеми играет, танцует, прыгает, но ребят сторонится, больше со мной общается. В адаптацию привожу, раздеваю-начирается истерика, рев и может целый час реветь. Подскажите,стоит ли водить в адаптацию и откуда такой страх остаться без мамы? Спасибо

    • Только у вас, Марина, такие трудности? Да все через это проходят. Не вижу смысла во всех этих группах. Они не решают проблемы с адаптацией, чем больше мама висит над ребенком в детском саду, тем хуже адаптация.
      Привели в детский сад, в обычную группу. Вручили воспитателю и ушли на час-другой. Через пару недель — на полный день. Все.

Комментарии запрещены.