Психологические особенности детей 4-5 лет

В октябре 2016 начинают работать закрытые группы ВКонтакте «Непослушный ребенок«, «Самостоятельный ребенок». Интернет-занятия и консультации с детским психологом. Присоединяйтесь сейчас — набираем группу родителей!

 

1.      Детский мозг

Этап активного формирования всех отделов, отвечающих за восприятие мира и переработку информации, поступающей от различных органов чувств (зрение, слух, кожа), а также образного правого полушария. На этой основе формируются центры пространственного анализа и синтеза, благодаря которым позднее обеспечиваются некоторые речевые процессы, обучение математике, языку, чтению и письму.

Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сенсорно-моторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств, постоянное упражнение в ловкости (бегать, прыгать, ползать, лазать и т.п.) Благодаря правильно сформированному сенсорно-моторному базису, при обучении ребенка в школе, не будет тупиков в усвоении чтения, письма, математики. Все эти сложные навыки будут легко формироваться и автоматизироваться.

Знание букв и цифр в этом возрасте не является признаком хорошего интеллекта, скорее говорит об «обкрадывании» тех отделов мозга, которые должны в этот момент развиваться, но находятся в дефицитарной ситуации из-за увлечения родителей ранним обучением.

Психологические особенности детей 3-4 лет

Психологические особенности детей 3-4 лет

Мы «ВКонтакте»:

Мы в Facebook

 

 2.      Познавательные процессы

Речь усложняется за счет включения в нее большого количества прилагательных, наречий.

Ребенок опирается в процессе восприятия на сенсорные эталоны (круглый, квадратный, треугольный), умеет сравнивать предметы по величине.

Память и внимание по-прежнему непроизвольны.

Мышление наглядно-образное  –  может сравнить предметы, увидеть скрытые связи без манипуляции, специальных действий с ними.

Воображение – начинает  активно развиваться:  предметы в игре используются в символической форме, кого-то или что-то обозначают, заменяют; ребенок учится разделять «Я» реальное» и «Я» как игровую роль».

3. Детская игра

Сюжетно-ролевая игра усложняется и становится ведущим видом деятельности. Появляются игры с правилами, усложняется структура игрового пространства: есть главный сюжетный план и вторичный, к примеру, кабинет врача и комната ожидания. Все основные качества: воображение, способность к символизации, мышление, нравственное самосознание, саморегуляция – развиваются именно в ней.

 

4. Личность: Формируются различные грани представления ребенка о себе: чувство Я, управление своим телом и знание его, мальчик или девочка, чувство протяженности жизни («когда я буду большим»), понимание социальных правил поведения.

Уважаемые коллеги (а также рерайтеры, педагоги, мамы «вконтактах»), я не разрешаю копировать мои тексты и публиковать их на ваших страницах в соцсетях или сайтах. Подробнее здесь:  Об авторских правах.

Ольга Сергеевна Исаенко,
детский психолог, кандидат психологических наук

Ниже в окошке «добавить комментарий»
вы можете задать вопрос детскому психологу

ВНИМАНИЕ! В моей почте накопилось много вопросов (очень много!). Поэтому пока не отвечу — возможность задавать вопросы на сайте временно приостанавливаю в этом месяце. Все серьезные и сложные вопросы можно решать на консультации по скайпу, а также, прочитав полезные заметки для родителей на главной и 200 вопросов-ответов, которые уже есть на этой странице. Или присоединиться к нашим интернет-группам «Непослушный ребенок», «Самостоятельный ребенок», «Рецепты для родителей».

 

 

Еще можно прочитать:

1. Зачем нужны страшные сказки.

2. Читать или не читать.

3. «Личность или «пограничность».

4. Сорока-ворона… о психологии детской речи.

Реклама

265 комментариев на «Психологические особенности детей 4-5 лет»

  1. Валентина Александровна:

    Мой внучатый племянник 10 лет выставил свое фото в контакте с большим кухонным ножом в самодельной красно-черной маске. Его родители развелись, мама (если мягко сказать) любит выпить, у отца родился второй сын, а тетя, которая много времени уделяла племяннику, тоже недавно родила сына. Я думаю, что ему необходима консультация психолога, но и мама и тетя считают, что все подростки так фотографируются, что я отстала от жизни.

    • В общем, да… это нормально по канонам подростковой субкультуры… тут и поиск идентичности, и форма выражения сексуальности…
      Но меня лично это бы озаботило. Может, все-таки подключить отца… пусть хотя бы понаблюдает за сыном… не говоря уже о том, что время не мешало бы с ним проводить раз в неделю, знать, чем он интересуется…

      • Валентина Александровна:

        Большое спасибо. Я постараюсь уговорить обратиться к семейному психологу.

      • Я все же за просто папино присутствие в жизни сына-подростка.

  2. Ольга:

    Здравствуйте.Помогите мне,это не просьба,а крик души.Моя дочь 3,9 публично меня обзывает,вонючка,ты плохая,бьёт,сегодня в саду одевала ее и она вцепилась мне в волосы,просила лезла за грудью,хотя грудь давно не сосёт.Я провожу с ней время,занимаемся с ней развивающими занятиями,математика,алфавит,аппликации,лепка,это я занимаюсь с ней дома,плюс она ходит на спортивные бальные танцы,вокал и в детский сад на 2часа.Сегодняшняя ситуация в саду когда я пришла без мороженого а сказала что оно дома так на улице холодно она начала называть меня вонючкой,говорить что я плохая,что она меня не любит,срывать с головы шарф и рвать волосы.Дети из группы делали замечание ей.В итоге дома я надавала по губам дочери.она долго плакала,говорила в пустоту мама меня ненавидит и больше никогда не станет со мной дружить она бьёт меня по лицу.Скажите что мне делать в чем моя ошибка.мне мамаши некоторые уже прогнозы дают что дальше со мной и моим ребёнком будет.

    • Оля, сделайте детский сад на весь день и уберите все остальное: и ваши домашние занятия с ней, и вокал, и танцы… Танцы потом попозже можно вернуть…
      А вообще — стучите мне в почту для пошагового сопровождения по скайпу… За месяц — исправим ситуацию значительно… http://det-psi.justclick.ru/RdR_kvest_rodit/RdR_kvest_rodit_site

      • алина:

        Меня пугают некоторые ваши советы.не похоже.что вы психолог

      • Конечно, это очень страшно, когда ребенок уважает родителей, а не вытирает о них ноги да еще публично.
        Тем более страшно, если ребенку возвращают детство и игры с детьми, а не истощают его бесконечными занятиями, часто не имеющими никакого отношения к развитию.

  3. Наталья:

    Здравствуйте.Проблема в непослушании. Дочь 4,2 года. Ходит в садик, но не любит. У меня родился второй ребенок мальчик 9 месяцев.В первые месяцы было тяжело. Ревность старшей выражалась в полном непослушании, особенно если я просила, и всяческом отвлекании меня от брата(во время кормления). Первые месяцы ее часто забирала к себе моя мама, и на весь день и на ночь тоже. Потом все наладилось. Брата она любит, обнимает, целует, говорит, что скучает и тд. Последний месяц ситуация ухудшилась. Перестала реагировать на нормальные спокойные просьбы сделать что-либо. Все получается через крик и наказание. Очень любит на улице привлекать к себе внимание, но больше непослушанием или агрессией. Младший ребенок аллергик, конечно на данном этапе ему удиляется максимум внимания. Плюс из за обострений его аллергии я вся на нервах, в непроходящей дипрессии. Так как по всем вопросам она обращается ко мне , а не к мужу зачастую у меня просто не хватает возможности и время побыт с ней. Я стараюсь исправить ситуацию, но пока безрезультатно. Говорю себе, что нельзя все время криком ребенка заставлять делать что-либо, но по другому не получается. Она уже на угрозы ремня не реагирует. Плюс у нас еще и бабушка которая говорит, что наказывать ее не будет и бить особенно. Я и не хочу таких действий, но последнее время дочь делает все назлои остановить ее можно только резко схватив или шлепнув по попе. Что делать. Я думаю что я во всем виновата. Надо исправлять, а как не знаю.

    • Наташа, пока вы в семье друг с другом не договоритесь, ситуация не изменится. Понятно, что когда бабушки подрывают разными способами авторитет родителей — ничего хорошего не получается. Попробуйте создать/усилить эмоциональные связи девочки с папой. Для этого нужно, чтобы они какое-то время оставались вдвоем, что-то делали и т.п.
      Пока я не вижу другого пути установить хоть какое-то равновесие…
      Если есть возможность — стучите в почту для консультации по скайпу… 2-3 недели и ситуация стабилизируется…

  4. Елена:

    Здравствуйте! У нас такая ситуация: нашей доченьке почти 5 лет, в сад ходит с 3лет- здесь все в порядке:ест,играет, дружит и общается со всеми ребятами, на занятиях все получается,очень радуется поделкам,рисункам,дома все складывает бережно. Но вот если дома начинаем учится правильно говорить слова и звуки ( есть проблемы с шипящими), сразу начинает плакать и жаловаться «у меня не получится, я не могу» и тд. На занятиях у логопеда старается ,а дома- нет. Ещё может после слез уйти к себе в комнату, там попробовать проговорить эти слова и звуки,а потом идёт ко мне повторить. Как поступать в таких ситуациях? В чем моя ошибка?

    • Ну если дома, не получается, значит отдаем в «чужие руки». Думаю, она не только задания логопеда дома игнорирует. Дома лучше ей поручить другие домашние дела. И таким образом строить отношения с ней. Убрать капризные нотки из общения с вами. А потом уже можно и специальные задания выполнять.

      • нилуфар:

        Здраствуйте Ольга! Спасибо за ответ заранее. Мы уже один раз поменяли садик. По обстоятельству переехали другой район надо ещё менять садик. Она не хочить ей 4 г. Мои друзья там говорит. Что можно делать она капризная у нас и упрямая.

      • Ну капризная она только потому, что вы ей позволяете быть капризной. Я говорила не о смене садика, а о том, что сначала научите ее выполнять ваши требования в другой домашней ситуации, а потом уже делайте логопедические упражнения.

  5. Галина:

    Здраствуйте, подскажите пожалуйста ребенку 3.5. лет очень часто накручивает свои волосики на пальчик, стоит на это обращать внимание?

  6. Ирина:

    Мальчик 6 лет, предложил другу поинрать в больничку и поличить свои гинеталии методом полизать.Что делать?Куда бежать?С чем это может быть связано?

    • Ну и чей же мальчик предложил? Если не ваш, то больше с ним не дружите. А если ваш — то откуда такая информированность? С этим «не рождаются». Это кто-то принес в жизнь вашего ребенка.

  7. Евгения:

    Здравствуйте! Помогите советом по воспитанию сына 4х лет. Не знаю, как отучить драться в садике. Кулаками в общем то и не дерется, даже игрушки у него забирают и он не знает как их вернуть обратно. Но в игре беспричинно (по словам воспитателя) может ударить и игрушкой, несколько раз бросал камни. Говорит хорошо, все понимает. Есть задержка речи в дикции, поздно заговорил, но честно, говорит лучше многих детей в группе. Вообще такие проявления появились с 1,5 лет, начал щипаться, кидал игрушки. Но к 4м годам должен уже понимать что это недопустимо! У невролога были давно достаточно, кроме ЗРР ничего не увидела. Ходили к психиатру, говорит гиперактивность, но ребенок довольно усидчив, по поведению сказала психиатрии нет, только воспитывать. А как донести это до него, я не представляю.

    • «Доносить до него» не надо, Женя… Нужно сделать так, чтобы у него никаких сомнений не возникло в том, что вы сердиты… и что последствия будут (И таки обязательно будут!) для него огорчительными.
      В четыре года уже ребенок уже может выполнять социальная правила. Но разговорами — это не исправляется.

  8. Мария:

    Ребенок боится, если сделал что не так, все время извиняется перед мамой.как сделать чтобы не было этого страха и бесконечно Извини!?

  9. Анастасия:

    моей дочери 5,6. Раньше играла в садике и на улице со всеми, достаточно сказать привет и побежали играть, сейчас с трудом сходится с детьми, почти не играет. Еще со своей лучшей подружкой раздружилась, год играли в садике только вместе, потом подружка стала ее ревновать к остальным детям и щипать. Сейчас ситуация изменилась, моя играет с детьми редко, а подружка со всеми девочками. Раньше было наоборот с моей играли все с удовольствием, а с ее подружкой дети не играли. Приходит домой и меня заставляет с ней играть. Еще раньше моя доченька себя в обиду не давала, сдача всегда находила обидчика, а сейчас ее частенько обижают, говорит я не могу ударить. Может я драматизирую, или помощь нужна. Подскажите пожалуйста.

    • Думаю, все же драматизируете, Настя… Хотя можно поискать корни и поглубже… Какие события в семье происходили за последнее время?

      • Анастасия:

        В семье все ровно, полная семья, ругаемся редко, при дочки никогда. В саду на лето подружки разошлись, остались детки с которыми не играем, группу объединили. С подружкой раздружились. Спрашиваю, если в садик плохо, можешь не ходить, но ей в садик нравиться, дома сидеть не хочет, всегда в сад ходим удовольствием, только сейчас в основном одна играет там. На площадке только с хорошо знакомыми детьми играет.

      • Может, просто подождать возвращения подружек? Мне кажется — это ситуация, с которой вы легко справитесь сами, на бытовом уровне.

  10. Анастасия:

    Была у нас задержка развития речи, сейчас говорим, но много букв не выговариваем, с логопедом занимаемся, может дети ее плохо понимают и стесняться начала. С сентября в логопед-ю группу пойдём.

    • Настя, у нас планируются специальные занятия для родителей — интернет-семинар по развитию речи. Так же я предлагаю дополнительное сопровождение родителей — индивидуально, по скайпу.
      Заявку можно оформить на этой странице: http://det-psi.ru/konsultaciya-po-skajpu/

  11. Елена:

    Здравствуйте у меня вопрос. Сыну 4г 10 мес, живет с 3 летнего возраста с моими родителями. В детский сад не ходит, может походить пару дней потом болеет. Вопрос в том что ребенок ничего почти не ест, ни фрукты ни овощи, порцию никогда не доедает, до сих пор приходится кормить фруктовыми пюре из баночек , иногда кажется что боязнь что то кушать это неврологическая проблема.

    • Да, есть дети, которые плохо жуют и глотают… и это действительно неврологическая проблема… Довольно часто — они плохо говорят…
      Но… в детском саду таки начинают есть и говорить, а рядом с бабушками — полностью деградируют… Потому что у бабушек есть возможность и огромное желание для него «жевать».

  12. Виктория:

    Добрый день! Сыну 5 лет. Семья полная. Около полугода замечаю, что ребенок повторяет все за своими друзьями (разного возраста).Если играет с детьми, то сам игры придумывает редко. Обычно просто повторяет все в процессе игры-движения, слова, восклицания… А вторая проблема в том, что он очень плаксивый. Плачет по любому поводу, например, если не получилось убрать мыло в мыльницу, или поцарапался, или не может прокрутить педали на велосипеде. Что делать?

    • Ну пора уже подключиться папе к воспитанию сына… и ввести мужские правила по поводу его истерик. А то, что воображение в игре — не включается… это не очень хорошо, хотя может быть он просто ведет себя недостаточно энергично в компании, чтобы отстоять свою идею… В любом случае, возвращаемся к роли папы в воспитании сына.

      • Виктория:

        Здравствуйте! С истериками справились. А вот проблема повтора за детьми осталась. Папа принимает такое же участие в воспитании, как и я. Подскажите, как научить ребенка 5 лет не подражать другим детям в игре, а придумывать что-то свое. Энергичности ему хватает с головой…Он и не предлагает никаких идей в играх, а просто повторяет все.

      • Возможно, для новых сюжетов, ему нужно больше впечатлений от жизни… а для этого нужно наблюдать за взрослыми, бывать в разных местах и в разных ситуациях, уметь что-то делать самостоятельно…
        А в целом, я пока ничего дурного не вижу в его повторах чужих игр. Это все же совместное детское событие.

  13. Юлия:

    Здравствуйте.Моему ребенку 4.9 года,он плохо разговаривает.никогда ни о чем не спрашивает,когда задаю вопросы он не отвечает как будто не понимает что я у него спрашиваю.Очень переживаю как с этим быть.Что вы мне посоветуете.

    • Вы были на приеме у врача? Невролога, психиатра? Возможно, нужна лекарственная поддержка, для улучшения речевых процессов.
      У нас скоро будет семинар для родителей по развитию речи, а пока только ко мне на консультацию по скайпу: http://det-psi.ru/konsultaciya-po-skajpu/
      На этой же странице можно подписаться на новости…

  14. Марина:

    Добрый день!у меня большая проблемма.моему сыну 4.8года.он недавно начал разговаривать,но у него нет логического мышления.с 2лет он жил с бабушкой и дедушкой. он сидел постоянно за компьютером.год назад я приехала и поняла что нам нужна помощь специалиста.сходили у психологу,сказали аутизм,но я бы так не сказала он активный и общительный.забрали у него компьютер и он начал потихоньку говорить и сейчас говорит слабовато но говорит.меня беспокоит ,что у него предложения из 3-4слов не больше,он не задает вопросы как детки в его возрасте.

    • Маринае, вы можете просто ориентироваться на детсадовские программы развития. Потом, в этом возрасте очень многих детей нужно учить полной фразовой речи. И видимо вам нужно еще учить его задавать вопросы, понимать смысл вопросительных слов. Диагноз аутизм вам поставил психиатр?
      Да, точно никакого компьютера… Не понимаю, куда вообще смотрели бабушка и дедушка.

      Вы можете постучать ко мне det-psi@yandex.ru на консультацию по скайпу — я пошагово сопровождаю родителей в том числе и в вопросах развития речи.

      • Марина:

        Да ,психолог и логопед поставили диагноз.

      • Такой диагноз может поставить только психиатр. Мнение остальных специалистов — рекомендательное и приблизительное.

  15. Моей дочери 4,5 лет, месяц назад перевели в логопедический сад. Мне все воспитатели понравились, правда в 5,30 наша группа вечерняя, приводят детей из всех групп разных возрастов. У дочери пока нет друзей в новой группе. Говорит ей было грустно. По мне скучает. Воспитатель говорит, что она очень болезненно воспринимает свой проигрыш в игре, может очень обидеться на какие-то слова из детей. Уходит в угол сидит и плачет, причем долго, пока к ней не подойдут. Дома тоже бывает на чьи-то слова обижается уходит и плачет обычно за холодильником. Если сразу подойдешь, спросишь, из-за чего, говорит и решаем проблему или разговариваем об этом. Если долго не подходишь, может и час там сидеть плакать. Причем такие обиды могут быть и 5 раз на дню и больше. Обижается на бабушку, тетю, детей. Не знаю как объяснить, что так обижаться не надо. Мне уже тяжело ее постоянно контролировать, выводить из этих обид. Игнорировать, не помогает. Помогает, когда я с возмущением ей говорю, что она не права, что обиделась, там печка была горячая, тебе сказали отойти, а ты обижаешься.
    На 1 сентября была линейка в саду, она стояла и заплакала, никто не обратил внимания, она давай сильнее плакать. Там был наш знакомый, он позвонил мне на работу и дал доче трубку. Доча заткнула уши и уже ни с кем не хотела разговаривать. Только завелась еще сильнее. В ночь у нее началась рвота, пошли на больничный. Сказали отравление, я думаю это скорее эмоциональное. Доча объяснила свой плач, что хотела к маме.
    Посоветуйте, как мне себя вести.

    • Юля, ну вы сами ответили на ваш вопрос. Перестаньте лелеять ее обиды. Не уговаривайте ее всей семьей — это только усиливает весь «театр». Несколько раз решительно ее остановите — и накал страстей заметно осядет. Делайте это последовательно. Всегда.

  16. Марго:

    Здравствуйте! Моей дочке 4.5 года. У нас проблемы с послушанием. Иногда все отлично, ребенок выполняет все просьбы, ведет себя очень хорошо. Дочка практически ничего не боится, даже не боится одна остаться дома. Как-то я с имитировала, что ушла из дома, когда она меня не слушалась. Она совсем немного поплакала и потом начала заниматься своими делами, играть. Дочка уверенная в себе, самостоятельная, независимая, настырная.Бывают моменты когда она стоит на своем: «Не буду, и все тут!».Отказывается одеваться например, или обувать тапочки, а если сам начинаешь одевать ее, то она снимает.Сначала пробую разговаривать, но когда не помогает приходится брать ремень (которого она тоже не сильно боится). Иногда наказываю: лишением сладкого, просмотром мультиков на день. Как быть в такой ситуации даже не знаю. Ведь бить не рекомендуется, запугивать тоже. И почему-то любит она у нас только маму, в любой ситуации когда ей плохо нужна только мама, хотя папа с ней играет когда есть возможность, занимается, дарит подарочки. Перед сном обнимает только маму, папу очень редко. Иногда муж задает ей вопрос: «Может мне уйти в другую семью?» На который она отвечает, можешь! Муж очень расстраивается, переживает.

    • Странно, Марго, что у вас строгие родители — это почему-то только «бить и запугивать». Она так себя ведет только потому, что вы ей это позволяете. Вы умиляетесь, обещаете наказать и не делаете этого. Вы позволяете ей не уважать вас, не слышать вас, отменять ваши требования или решения…
      Вы вообще зачем это все делаете?
      Тут на сайте в разделе Авторские статьи — есть что почитать. Еще есть Главный секрет уверенных родителей — http://det-psi.ru/zapis-2/
      Для полноценной консультации по скайпу — стучите в почту det-psi@yandex.ru

  17. Жадра:

    Здраствуйте! Моей дочери через месяц исполнится 4,а второму ребенку 2,5 месяца. Так вот с появлением сына,дочка сильно изменилась,к ребенку относится хорошо,но к нам к старшим ,не слушается,ругается,огрызается особенно с бабушкой и дедушкой(хотя они оочень спокойные люди),учит все время нас то не делай это не так,я не знаю как объяснить ей что так нельзя разговаривать со взрослыми,и учить взрослых тем более не нужно. В садик она пока не ходит(в связис рождением второго ребенка,мы уехали в другой город,поэтому с садиком пока не получается),весь день дома,постоянно пытается привлекать к себе внимание,просит поиграть с ней,но у меня времени и сил практически не остается для игр и т д,я понимаю наверняка ей не хватает внимания ,так как раньше(до рождения сына)мы с ней каждый день рисовали ,лепили ,играли ,красили,но как ей объяснить что сейчас временно будет по другому,что нужно немного времени пока сын подрастет,пока я приду в себя после родов(на фоне ее поведения мне становится плохо) как все это пережить и как с этим справиться,я пробовала объяснять как нужно разговаривать со взрослыми,вроде как ведет себя хорошо,но это на пару часов,а потом опять за свое, приходят к нам гости а она говорит идите домой,не кушайте нашу еду,делает им замечания по поводу их внешности(у кого то зубы кривые,у другого волосы не так собраны и т д),учит опять таки говорит я нехочу чтоб вы разговаривали иногда даже закрывает уши 😔что делать? Ранее она была такой позитивной,все восхищались ,любили(родственники,знакомые),удивлялись как я ее так правильно воспитала,всегда была вежлива(спасибо,до свидание,делала комплименты всем). Помогите пожалуйста

    • Ну понятно, что девочка еще маленькая для такого испытания, как появление другого ребенка, утрата эксклюзивного маминого внимания… Дело в том, что этого внимания у нее было слишком много… Вообще говоря, ребенок должен уметь играть сам… и уметь «быть в одиночестве», в том числе рядом с мамой… Вы, во-первых, во время не дали ей повзрослеть, во-вторых, поощряете ее сейчас на подвиги тем, что не устанавливаете строгих правил поведения со взрослыми людьми.

  18. Ольга:

    Уважаемая Ольга Сергеевна,
    К Вам обращается мать 2 сыновей, 14 лет и 4,5 лет. Меня беспокоит поведение младшего сына. С малых лет ему нравилась играть с посудой, а в возрасте 3,5-4 лет он стал говорить, что он девочка. Сейчас он легче находит общий язык с девочками и иногда говорит, что он хочет быть девочкой. Меня это очень беспокоит. Такое поведение нормально или требуется вмешательство психолога?

    • Оля, тут нужно генетическое заключение, исследование слюны и т.п. Чтобы отбросить версию о гормональных нарушениях.
      Думаю, пора папе подключиться к воспитанию сына. Мужская социализация, мужские потасовки, умение преодолевать трудности и справляться с синяками…

  19. Ольга:

    Моему ребенку 4 года, уже полтора года он ходит в детский сад, но он совсем не хочет играть с детьми. Он говорит с ними скучно и они не играют так, как хочется мне. мне лучше одному. Дома он абсолютно обычный ребенок, с родственниками и детьми (1 на 1, в небольшой компании) играет охотно.
    Скажите, пожалуйста, есть ли у меня повод задуматься и обратиться за помощью специалистов?
    Заранее спасибо.

    • Лучше попросить воспитателя учить их играть вместе. Да, важно уметь играть в группе детей. Сейчас такая форма детской сюжетно-ролевой игры только начинает проявляться… т будет ведущей еще пару лет. Не упустите этот момент в детском развитии.

  20. Наташа:

    Здравствуйте. Дочери 4 года. После рождения поставили синдром гиперактивности из за кислородного голодания, хотя беременность и роды протекали без осложнений. Наблюдаемся у невропотолога, раз в полгода пропиваем лекарства, но эта осень просто ад. Я на грани, я беременна 32 недели и не с радостью, а с ужасом думаю о том, с скоро у меня будет уже двое детей. Мне все твердят, что дети разные и вторая будет не такой, но мне слабо верится. Я вздрагиваю уже просто от детского голоса. Валери уже третью неделю ходит голая в буквальном смысле. Видете ли одежда мешает. Что там одежда, я даже укрыть её не могу. Уговоры, покупки новых вещей, отвлечения наказания ничего не помогает. Сказать, что она плачет или кричит это ничего не сказать. Однажды соседка сказала что вызовет милицию, потому что мы видимо издеваемся над ребенком. И чесно говоря я её понимаю, если бы я услышала такой вой я бы тоже подумала, что детёныша как минимум сильно бьют. Я в отчаяньи и испытываю огромное чувство и вины и несостоятельности. Невропатогог говорит, что нам нужен хороший детский психолог, но я не представляю как мне её на улицу выволочь. Мы мейчас живём с моими родителями, так вот получаеться что четыре взрослых человека не могут справиться с одним маленьким ангелоском

    • Я думаю, что жизнь вашего ребенка очень бедна на события. Там есть только развлечения, уговоры и бесконечные подарки.
      В детский сад. Чем скорее, тем лучше, до рождения второго ребенка.
      Там разные занятия, много движений, общение с другими детьми… и взрослые, которые будут держать правильную и целительную социальную дистанцию.

  21. Вера:

    Подскажите с чего начать.
    Девочка 4,5 года неусидчивая.
    Вчера бвли на мпероприяиии лоя детей, детей было много и младше и старше и только одна оеа вела себя как ликая обезьяна. Бегала-прынала, когда надо было сидеть и слушать/смотреть.

    • Вы не прошли маленькое социальное испытание, Вера… Все дело в том, что усидчивость, саморегуляция — это то, что развивается, начиная с 1,5 лет… Другими словами, к ребенку в семье есть определенные ожидания. Мне не понятно, вы почему ее не остановили там же, не увели в сторону, вообще не ушли? Не исключено, что испортили праздник всем остальным… но кто это заметил, пока вы умилялись?

  22. Людмила:

    Здравствуйте! Прочла все вопросы и поняла что наш случай далеко не уникален,но у меня уже терпение закончилось. Старшему сыну 4.5,младшему 1.5. После 4 лет старший совершенно «испортился». Раньше все восхищались какой хороший ребенок,воспитанный,взрослый не по годам,сейчас же все не так. Он постоянно испытывает наше терпение. Балуется, кривляется,может дерзить,крикнуть «нет!!!» и топнуть ногой. Если наказываю и выключаю мультик бежит и снова включает.за столом может тыкнуть вилкой.но не скажу что он хулиган. Ему нужно постоянное внимание мое или если я по обьективным причинам не могу,хотя бы папы.с 4 лет он ходит в сад,ему там нравится. Когда он со мной у него рот не закрывается «мама,смотри на меня!» «мама,да?» «мама!» он постоянно меня дергает,задавая элементарные вопросы на которые он сам знает ответ, например мама,что это? Я спрашиваю.понимая что он и так знает «а ты как думаешь? Он -вода! говорю -зачем спрашиваешь раз знаешь. Отвечает -просто. Он очень любит похвалу. До сада ходили на развивающие занятия,у него хорошие способности,память.его всегда хвалили педагоги,он всегда был звездой. У него хорошие физические данные -окружающие хвалят его способности к гимнастике. Он в этот момент млеет,довольный расплывается в улыбке.но если попросить специально что то показать или рассказать то зажимается, прячется с ухмылкой и говорит что не хочет. Я строгая мама,наказываю запретом мультиков,сладким или отправляю в отдельную комнату подумать. Могу дать по попе в крайнем случае,этого он очень боится,для него это как оскорбление. И вот младший сейчас подрос.его частенько хвалим за его новые умелки,старший стал болезненно на это реагировать -мгновенно начинает плакать » а я молодец? Я ведь тоже молодец!!!» хотя он в данный момент не заслужил похвалы. Он очень плаксивый. Любая неудача выбивает его из колеи,начинает плакать,гнусавить.иногда кажется что он не может нормально говорить,а только с интонацией хныканья. Любая ерунда может довести его до истерики с закашливанием. Стал зажимать игрушки от младшего.или спрячет или может сидеть с ней хоть полдня и сам не играет и не дает.хотя младший хочет только посмотреть и всегда отдает, когда просишь вернуть.а старший кричит «онникогда мне её не отдаст! Он никогда не отдает». Когда родился младший,старший воспринял с энтузизмом,очень трепетно относился.сейчас же, когда младший подрос, он будто видит в нем конкурента.
    Папа у нас мягкий,сына наказывает,но высказывает как нужно себя вести,но от этого никакого эффекта.
    Сейчас никаких развивающих занятий нет.кроме садовских. Только ходит на танцевальные занятия в саду.
    Итог. Старший очень часто плаксивит, спорит, кричит, требует к себе внимания. Я не знаю как исправить ситуацию,в итоге раздражаюсь.пытаюсь обьяснить,в итоге мы ругаемся. Но он бывает идеальным ребенком,все понимает,спокойный,послушный,заботится о брате,все понимает и сам рассказывает каким рн теперь хорошим будет.но хватает этого на 1 день и потом снова капризный. Ему сложно угодить,у него много желаний. Почти все истерики начинаются со слов -а я хочу… а я хотел…. Он указывает паре что он должен делать -а я хочу,чтобы ты вот так встал и вот так меня поднял…..
    Много всего.и так уже очень много написала.извините за многословность,но я усталаи незнаю что делать.помогите советом.
    P.s. обратилась к садовскому психологу с данной проблемой.она пообещала с ним пообщаться,но пока нет обратной связи от нее. Воспитатель же считает проблему надуманной,потому что в саду он идеальный ребенок. Для него важен автритетный человек (учитель).ради егоплхвалы он в лепешку расшибется.

    • Люда, на самом деле не вижу ничего критичного в вашей ситуации. Хотя некоторые тревожные моменты существуют.
      К примеру, вот эта чрезмерная потребность в похвале, которая, вероятно, обострилась на фоне появление младшего ребенка в семье.
      С одной стороны, вам нужно действительно его отодвинуть в зону уже повзрослевших детей и компенсировать потерю материнских коленей привилегиями более взрослого ребенка. С другой — я не думаю, что вы такая уж строгая мама… 🙂
      Не давайте ему командовать родителями. Это правило без компромиссов.
      Стучите мне в почту для пошагового сопровождения по скайпу.

  23. Нигора:

    Можно ли довать 4 летного ребёнка на воскресного школу?

    • Если ребенок ходит в детский сад, то зачем? Разве что это школа, где дети все время двигаются… танцы, физкультура… и т.п.

  24. Павел:

    Здравствуйте Ольга.У нас дочь 4.5 года ходит в садик.Последние пол года наблюдаем частые истерики,на уговоры и спокойные разговоры не реагирует,хочет что бы все было по ее.Особенно на улице часто истерит.на наказания реагирует грубо ,топотит и дерется руками.Пытаюсь обмануть при позывах к истерике стараюсь отвлечь чем нибудь другим не всегда помогает.Посоветуйте как быть.

    • Стратегия «отвлечь» хороша для ребенка в год-полтора, когда он не может регулировать свое поведение, поэтому «клин клином» или «создаем другой очаг возбуждения в коре мозга».
      В вашем случае, в 4,5 года — совсем другие социальные ожидания и требования к ребенку.
      Не разрешайте ей быть агрессивной с вами. Останавливайте решительно… Нет, уговоры никогда не работают. Она просто вас не уважает.
      Посмотрите вот эту заметку для начала: http://det-psi.ru/zapis-2/

  25. Светлана:

    Внучке 4 года.Ее постоянно мучает один и тот же кошмар,что мама уходит в лес.Что это может означать,какие действия нужно предпринять?

    • Обычные «бабушкины приемы», Светлана, для начала. Удалить телевизор с напряженными, назойливыми новостями и фильмами, никаких родительских смартфонов и планшетов, исключить все современные мультики и вообще мультики в непомерных количествах. Побольше двигаться, играть в подвижные игры, бывать на свежем воздухе, общаться с другими детьми…

  26. Мария:

    Здравствуйте, чем и как отвлеч ребенка в возрасте 4 лет, чтобы он забыл определенное событие?

    • Само собой все забудется. Я так думаю. А так — включить его в активную деятельность, где можно двигаться, общаться с другими людьми, переживать трудности, эмоционально на это реагировать.

  27. Марина:

    Здравствуйте Ольга! Моим внукам 4,5 года и 2.5 В последнее время старший стал злиться и плакать практически по любомк поводу (причем только со своими родителями,они живут отдельно,внуков берем на выходные) например что-то не туда поставили или неправильно приклеили (дочь клеит на холодильник памятки что купить) вначале он говорит что не так ,а потом плачет ,как будто от бессилия что то изменить. Мы реагируем спокойно «не нравится переклей, переставь» особо не акцентируем на этом внимание. Мальчик любит сладкое особенно конфеты, у нас в доме они водятся,а у дочери нет и он это знает. В последнее время чаще стал проситься к нам и не скрывает своего интересса, потому что у бабушки есть конфеты. Может ли его такое поведение быть связано с нехваткой сладкого в родительском доме?.Или это криз, который, как вы говорите, запаздывает? Должна добавить,что мы не даем конфеты в качестве поощрения или манипуляции ребенком,только тогда когда он сам просит обычно это 3=4 конфеты в день.

    • Марина, я бы не позволяла ребенку сердиться на родителей и настырно требовать своего, независимо от того, какие у него желания и причины. К примеру, ревность к младшему брату и желание получить внимание любым способом. Ну а с конфетами вы и без меня разберетесь.

  28. Ольга:

    Добрый день! Нашему сыну 4,10. Мне сложно судить объективно о своем ребенке, но он хорошо развит для своего возраста, у него хороший словарный запас, правда не все звуки поставлены, но я в этом не вижу проблемы на данный момент, физически очень хорошо развит, очень сильный, ловкий; с самого раннего детства его интересует все, что связанно с цифрами, причем мы никогда его не принуждали, даже толком не занимались, я не сторонник утомительных занятий против воли ребенка, но он очень хорошо считает, складывает в уме трехзначные числа, знает номера всех домов в районе и т.п., ему это очень интересно. Ходит в сад с 3 лет, по началу были проблемы — дрался, а потом нашел друзей и ходил с удовольствием, в связи с переездом были вынуждены сменить сад, 1 сентября пошел с удовольствием, но что-то пошло не так, воспитатели жаловались что всех бьет, он же мне рассказывает что во всем виноваты другие дети, а воспитатели наказывают только его. Понимаю что скорее всего врет. Последнее время вроде не дерется, но рассказывает что с ним никто не дружит и не играет, а воспитатели говорят «а что ты хотел, ты же их бьешь», когда привожу его утром незаметно наблюдаю, вроде играет с детьми. Постоянно вспоминает своих друзей их прошлого садика. Больше всего меня напрягает его поведение дома, иногда все очень хорошо, он выполняет все просьбы, ведет себя замечательно, а иногда просто какой-то кошмар, причем кошмар гораздо чаще происходит. Прошу одеться — начинает просто орать и плакать «я не умею, одень меня», хотя в саду сам одевается. Постоянно закатывает истерики если что-то идет не так, как он хочет, и дома, и на улице, причем начинает так себя вести, что доводит меня до бешенства, я уже не выдерживаю и могу его ударить, конечно я понимаю что бить нельзя, но я просто не выдерживаю. Последнее время стал переговариваться, замахиваться на меня и на папу, мы конечно пресекаем такое поведение. Папу слушается лучше. Даже не знаю что с этим делать, понимаю что делаю что-то не так. Вообще он очень ласковый, мы постоянно с ним обнимаемся и говорим друг другу как сильно любим, всегда говорю ему что люблю его всегда и когда он хулиганит, и никому его не отдам, а он вдруг спросил однажды «что такое детский дом?». Очень переживаю за него. Посоветуйте как быть. Спасибо!

    • Вот интересно, что интеллект как бы высокий, но пользы от ума, ну никакой, да? И ребенку всего пять лет. И управлять он собой не может. И родителей ни в грош ни ставит.
      И зачем тогда все эти трехзначные числа. Без саморегуляции никаких достижений в жизни не будет.
      Стучите в почту ко мне для консультации по скайпу.

  29. Ирина:

    Здравствуйте. Моей дочке скоро исполнится 4 года. В сад мы ходим уже семь месяцев,до марта ребенок вел себя хорошо,небыл агрессивным и не дрался,а вот с начала марта дочку как подменили. В садике стала обижать более слабых детей и стала агрессивной. Дома другая ситуация,она более спокойная. Подскажите с чем это связано и что нам с этим делать? Спасибо.

    • Обычно за конфликтное и агрессивное поведение — наказывают. Странно, что вы еще этого не сделали. А что-то вообще сделали или просто спустили ситуацию на тормозах?

  30. Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, ребёнку 4 года, говорит слова и повторяет последние буквы, это нормально в этом возрасте?

    • Такое повторение может указывать на дефицит в работе лобных отделов мозга, на этом фоне возникает как бы эффект «эха»… А возможно, просто определенный этап в развитии грамматики речи. Пока сложно сказать.

Комментарии запрещены.