Ребенок впервые в детском саду

Проблема адаптации

Изменение условий жизни, разлука с близкими — это стресс в любому возрасте. Для ребенка пребывание с детском саду — первое серьезное испытание и его нужно пройти. Именно «протопать», пережить, чтобы получить опыт эмоциональной и личной закалки, своего рода «прививку и иммунитет». Такого рода стрессовая ситуация провоцирует болезненную реакцию, которая, вообще говоря, и есть адаптация.

Адаптация ребенка к детскому саду

Огорчение, с которым ребенок справляется постепенно, дает нужную жизненную закалку

С какими трудностями приходится встречаться воспитателям, родителям и, конечно, самому ребенку?

  1. Огорчение, страх, гнев. Детский плач — это нормальная адаптивная реакция.
  2. Снижение познавательной активности, к примеру, интереса к игрушкам.
  3. Замкнутость или, напротив, повышенная потребность в контакте со взрослыми.
  4. «Теряются» навыки самообслуживания.
  5. Ухудшение речи.
  6. Заторможенность или повышенная двигательная активность.
  7. Плохой сон и аппетит.
  8. Склонность к заболеваниям. Если ребенок заболел в первые две недели и нет ничего острого (обычно, ничего серьезного), не стоит пугаться и сразу же откладывать посещение детского сада надолго. Болезнь — это тоже способ адаптации, не самый легкий, но и не тяжелый вариант.

В норме эти трудности проявляются какое-то время, приблизительно 2-3 недели. Если процесс затягивается на срок больше месяца, тогда можно говорить о нарушении адаптации. Обратите внимание, что до этого момента мы говорили о трудностях адаптации, но не о ее нарушении.

Что нужно делать, чтобы процесс адаптации к условиям в жизни в детском саду проходил менее остро?

  1. Создать дома такой же режим, как и в детском саду.
  2. Учить ребенка проводить время еще с кем-то кроме мамы, а также ненадолго оставаться одному. «Способность быть в одиночестве» — важный признак формирования границ личности и развития эмоциональной стабильности.
  3. Обеспечить ребенку опыт общения с другими детьми и незнакомыми людьми: на детской площадке или в игровой комнате, или в школе раннего развития, или в гостях.
  4. Применять дома закаливающие процедуры, они формируют общую стрессоустойчивость и хороший энергетический тонус.
  5. Занять маму чем-нибудь полезным, чтобы отвлечь ее от мыслей о ребенке — «Как же он там без меня?». Как правило, он бодр, весел и занят интересным делом.

Пошаговое сопровождение детского психолога: Индивидуальная консультация по скайпу

Все перечисленные способы являются, в основном, предварительными. В первые дни пребывания ребенка в детском саду их все сразу использовать не нужно. Достаточно поддерживать детсадовский режим на выходных и постепенно увеличивать время, на которое ребенок остается без мамы.

Адаптация ребенка к детскому саду

Адаптация к детскому саду — стресс также и для мамы

В каких случаях адаптация может быть нарушенной? — Это осложнения беременности и родов, задержка психического развития, неполная семья, наличие хронических заболеваний, кризис 3 лет, единственный ребенок в семье, неправильное воспитание, конфликт в семье и т.п.

Ольга Сергеевна Исаенко,
детский психолог, кандидат психологических наук

Уважаемые коллеги (а также рерайтеры, педагоги, мамы «вконтактах»), я не разрешаю копировать мои тексты и публиковать их на ваших страницах в соцсетях или сайтах. Подробнее здесь:  Об авторских правах.

 Еще одна интересная статья «Личность или «пограничность».

Ниже в окошке «добавить комментарий»
вы можете задать вопрос детскому психологу

 

Мы «ВКонтакте»:

Мы в Facebook

 

Реклама

26 комментариев на «Ребенок впервые в детском саду»

  1. Скажите пожалуйста, приемлемо ли, чтобы в детском саду группа состояла из 27 мальчиков и 3 девочек (возраст 3 года) У меня девочка. Спасибо огромное. Надежда.

    • Ну это, скорее, проблемы для воспитателя… такое количество мальчиков…
      А так… ну просто есть такая группа… не вижу особенных проблем, кроме тех, что девочек могут излишне баловать.

  2. Владимир:

    Здравствуйте!
    Хотелось бы получить совет.
    У нас сложилась следующая ситуация:
    Нашему старшему сыну в ноябре исполнилось 4 года. Мы впервые пошли в дет. сад. До этого мы год ходили в группу дневного пребывания (не в садике) и там воспитывались детки постарше нашего сына, а когда пришел набор новых деток (все были младше него), то он отказался наотрез от посещений этой группы. По комплекции он больше своих ровесников, да и характер у него достаточно бойкий.
    Сейчас же в группе, в которую мы попали в д. саду, в основном детки младшего него на 6 мес. только несколько малышей его возраста. Я переживаю, что он откажется от садика тоже. И переводить его в др. группу — это же тоже стресс, ведь он только начал привыкать (хоть и ходили мы только 2 раза), но при этом мы его расспрашиваем постоянно и он не жалуется пока. Подскажите, как быть в такой ситуации: инициировать перевод или присмотреться и подождать пока он сам определится?не будет ли поздно, когда он скажет, что больше не хочет идти в сад?

    • Весь секрет в том, что в 4 года его никто не спрашивает, что он хочет. Выбор, который ему предоставляют, находится в очень узкой зоне — «съесть конфету сейчас или позже» — и то не всегда. Все остальные решения принимают взрослые. Детский сад — это его обязанность или «работа». В 4 года есть и другие обязанности. Чем больше вопросов вы будете переносить в зону «хочу», тем больше он будет куролесить.
      Кстати, год назад в моей практике был «трудный ребенок», которому как раз родители предоставляли выбор поведения в детском саду по типу «принимай решение сам» (хочешь — спи, хочешь не спи… и т.п.), и там же была аналогичная коллизия (сначала был старшим в группе, потом перешел и оказался в зоне более жесткой конкуренции, и в другой группе все слишком маленькие для него и т.п.)…

  3. Ira:

    Здравствуйте, Ольга. Хочу спросить, почему моя дочка 4, 5 года вот уже на протяжении полугода по ночам сильно бьет ногами по кровати (двумя одновременно и очень быстро и сильно), во сне постоянно разговаривает, иногда плачет. Спрашиваю, что болит, говорит, нет, что это она во сне только бьет. Стала агрессивной, нервной (сад сказывается), говорят, что гиперактивная. Сначала думала, что это глисты (т.к. у нас были аскариды), но их неоднократно лечим, и всё равно ногами бить не перестает, я каждую ночь не спавши. Подскажите, что делать? Может какое успокоиительное? Может массаж ног?
    С уважением, Ирина.

    • Здравствуйте, Ира…
      Я когда читаю ваше сообщение, вспоминаю о тугом пеленании младенцев… в первые месяцы жизни…
      Мне, правда, не понятно, а вы то почему не спите?
      Давайте начнем с простых вещей: консультация детского невропатолога… ведь это по их ведомству проходит синдром беспокойных ног… или что-то вроде этого…
      С моей стороны, могу вам предложить интернет-занятия «Гимнастика для мозга»… сейчас начинаю набирать группу… Это то, что поможет ребенку чувствовать себя стабильным.

      • Lina:

        Довольно странный ответ ПСИХОЛОГА. По-моему, Вы такой же психолог, как я балерина.

      • Даже балерины понимают, Лина, что ребенку нужно двигаться, чтобы развиваться.

  4. Надежда:

    Здравствуйте! Мой ребенок 2.10 ходит в детский садик уже 2 недели но он не играет с ребятами а ходит постоянно с воспитателем. Заранее спасибо!!!

  5. Надежда:

    Здравствуйте. И вот как же с этой проблемой адаптации бороться?

  6. Анжелика:

    Добрый день! Моему ребенку 3,2 года. первая попытка пойти в сад была в 2 года. брали нас на 2-3 часа и все это время дочь истерила : «хочу к маме». походили две недели, а патом заболели, патом еще раз заболели, даже в сад не успели выйти! в день выхода снова температура. Так зиму, весну с дочкой сидела всепозволяющая и вечножалеющая ребенка бабушка. с августа этого года пошли уже в другой сад. первую неделю ходила с радостью и большим желанием. воспитатели охарактеризовали как общительного, хозяйственно развитого и умного ребенка. но со след недели начались слезы. утром по дороге и в садике тоже плачет: «хочу к маме». появились жалобы воспитателя на то что требует слишком много внимания, что она их утомляет. они перестали на нее обращать внимание, мотивируя это большим количеством детей в группе и ограниченным количеством рук у воспитателя. у нас ребенок один.папа,мама и две бабушки имеются. я(мама) очень с дочкой привязаны. всегда и везде ждет меня и ищет меня. на вопрос почему в садике не играешь с детками (хотя на детской площадке не угонишься за ней) отвечает: грущу по маме. у нас вопрос: норма ли это? что с этим делать? и скажется ли это на будущем становлении личности?

    • Для ребенка, которому мама слишком много уделяла внимания — видимо, да… Особенно в тех случаях, когда все «хотелки» выполняются. Либо вы решительно ходите в детский сада, т.е. даете ей отделиться от вас и повзрослеть, и не спрашиваете ее о том, что она хочет… либо начинаете все сначала.

    • Добавлю. Так бывает, что ребенок начинает ходить в сад или школу охотно. А потом понимает, что это «на всю жизнь»… 🙂
      Тогда адаптация затягивается.
      Стратегия, когда воспитатель игнорирует «нытье», считаю вполне оправданной. Тут ведь не огорчение, а манипуляция. Это надо просто пережить.

  7. Анжелика:

    Ольга Сергеевна спасибо за ответ! перечитала весь ваш сайт, все вопросы и ответы, очень нравиться метод «жесткая правда в глаза». Так наверно действительно лучше! У нас ситуация улучшилась. Дочь в садике не плачет. Воспитатели не на радуются на активность ребенка: и помогает, и с детьми в роли взрослой (почему то) играет, одеваться помогает. Мы дома тоже стали строже. Я заметила улучшение поведения и послушание. Мы с мужем стараемся держаться одних правил, если с чем то не согласны с др с другом, то обсуждаем это когда ребенок спит. Но, есть одно но, я начала давать дочке Магний Б6, вспомнила, что прошлый год нам Невролог его выписывала в период адаптации. Прошлый год он нам не помог ни на сколько. А в этом году по-моему она спокойней стала из-за него. Может я конечно и ошибаюсь, может просто привыкла. Спасибо еще раз.

  8. Анжелика:

    Ольга Сергеевна! извините за назойливость! но очень волнует один вопрос: как лучше выстроить отношения с дочерью: мама — подруга, или мама — начальник. У меня с мамой никогда не было доверительных отношений, было время что я ее боялась, было ненавидела, было избегала, она воспитывала меня одна с рождения и была очень строгой. Сейчас, будучи взрослой и вспоминая детство, что даже чрезмерно. Я ей никогда не рассказывала ничего из своей личной жизни! Сейчас общаемся нормально. но про личную жизнь (про мои отношения с мужем) так и не говорим например. Но это я отвлеклась: так вот я хочу чтоб моя дочь мне доверяла и хотела и рассказывала, и советовалась со мной про личное. Но тогда наверно будет не так слушаться? я даже не знаю. Свою маму я конечно же слушалась беспрекословно. Шаг влево, шаг в право расстрел)))

    • Начинаете все с жестких правил, потом передаете часть полномочий и контроль ребенку… потом немного дружите… если ребенка заносит, возвращаетесь сразу на 1-2 шага назад. Родители точно не приятели.
      Тут статья есть «Мама, папа и тряпичная кукла…»

      • Анжелика:

        Ольга Сергеевна здравствуйте! у дочки был вывих бедра в полгода, ходили в шине кошля. Сейчас после приема ортопеда выяснилось что голени и стопы мягкие. Рекомендации ходьба, убрать санки коляски и танцы. Мы пошли на танцы. Дочь пошла с интересом, купили форму. И месяца два ходила с воодушевлением. В один прекрасный день пришли и она не зашла… устроила истерику, непойду, непойду. И так три раза. Она понимает куда мы идем, веселиться в ожидании в коридоре, но как время заходить на занятие слезы, истерика. Сейчас дочери 3, 4 года. Поговорила с дочко — она говорит что все хорошо, никто не обижал, преподаватель не кричал, на танцы хочет. Я переговорила с преподавателями: они сказали, что один раз дочь вывели пописать, а меня не оказалось возле двери (успокоившись, что дочь нормально ходит я действительно отлучилась в продуктовый магазин, было дело) и именного после того раза она не заходит. Как мне быть, подскажите пожалуйста!!!!! папа поговорил строго, и я к совести взыскивала, она говорит что понимает, что некрасиво себя ведет, что ей стыдно. Если я пойду на поводу, то мы так можем все кружки в городе обойти и нигде не задержаться. В сад ходит хорошо. бывает по утрам в момент передачи всплакнет, но я уже это не считаю проблемой. Заранее спасибо за ответ! И пользуясь случаем, еще вопрос: лучше для псих* составляющей ребенка: один ребенок в семье или два? И если два, то какая разница в годах более лучше? Спасибо огромное за ваш сайт!!

      • Не уступаем, Анжелика. В этом возрасте ребенок не принимает таких решений. Его просто ставят перед фактом. Пусть пару раз папа отведет на танцы.
        А детей — их просто заводят… исходя из родительских потребностей, а вовсе не потому чтобы «не травмировать» старшего. Если оглядываться на старшего — ничего хорошего в итоге не получается.

  9. Анжелика:

    Спасибо!

  10. Олеся:

    Здравствуйте, Ольга!
    Ребенок (22 месяца) пошел в сад три недели назад, но практически сразу у нас возникла вот такая ситуация: когда время его забирать, он «показывает характер», бьется в истерике, не хочет в коляску, может упасть на землю и начать громко плакать. Я перепробовала многое: приходила раньше, гуляла с ним по территории сада, или наоборот сразу уводила ( с его криками), приходила позже, чтоб он стал менее активным. Но ничего не помогает. Я его каждый раз силком вталкиваю в коляску, он кричит, потом мы едем домой и уже через минуту он улыбается и все хорошо. В саду воспитатели говорят, что проблем нет, быстро нашел общий язык с другими детьми, очень веселый, контактный и тп. В сад с утра идет ( в коляске) без проблем, знает и уже привык. А вот когда забирать, упирается и плачет. Просто сил уже нет, и что делать не знаю. У меня к вам 2 вопроса: 1)значит ли это, что он пока не адаптировался и нужно немного подождать, или он пока к саду не готов, и 2) как себя вести родителю в такой ситуации.
    Заранее огромное спасибо.

  11. Анжелика:

    Ольга Сергеевна! писала вам вопрос, не там написала? удалили?

Задать вопрос детскому психологу (или добавить комментарий)

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s