Как этология помогает детскому психологу

Этология и детская психология

При описании фильма «Babies» (в разделе «Этология«) уже приводился пример наблюдения за поведением детей с возможными направлениями анализа и сравнения. Возьмем хотя бы гигиену (поведение очищения): где-то вопрос решается потиранием о материнскую коленку, а где-то – совместным купанием с папой.

Детская психология: Мать и ребенок в африканской культуре

Этология и детская психология: мать и ребенок в африканской культуре

Этология и детская психология: включенность отца в воспитание

Этология и детская психология: поведение очищения, включенность отца в воспитание

А животные рядом с человеком? Это полноценные участники общения и жизненного мира малыша, или он окружен пластиком и впечатлений набирается в «центрах развития»?

Этология и детская психология. Ребенок и мир: животные рядом

Этология и детская психология. Ребенок и мир: животные рядом

Еще стоило бы обратить внимание на роль папы. В африканской семье его вообще не видно, в монгольской – показался только один раз на каком-то празднике, в японской – занят ребенком на фоне компьютера и телефонных разговоров, а в американской – общается в кадре с ребенком чаще, чем мать (принимает вместе с ним душ, читает книги, играет на детской площадке, кормит). И вот такой анализ увиденного является частью этологического исследования наряду с наблюдением.

Агрессивная коммуникация

Агрессия – из довольно сложного и неоднозначного события  в психологии – благодаря использованию этологической модели превращается в понятное, социально-приемлемое, объективно наблюдаемое явление. Демонстрация агрессии не всегда связана с конфликтами, в скрытом виде невербальная агрессия «используется» в решении вопросов социальной иерархии и территории.

Этология и детская психология. Агрессивные маркеры в игровом контексте

Этология и детская психология. Агрессивные маркеры в игровом контексте в паре «мать-ребенок»

Другими словами, агрессивное поведение – это не только насилие и жестокость, а важный механизм регуляции социальных процессов, показатель активности по отношению к миру. Дефицит агрессии является источником депрессии, трудностей в общении, патологических зависимых отношений.

Подробнее об агрессии в отношениях матери и ребенка, можно прочитать в книге «Агрессивная коммуникация…» (предисловие к книге).

Социальная иерархия и ребенок в семье

Когда в семье появляется маленький ребенок, то он какое-то время находится в центре внимания: его желания угадываются, все потребности довольно быстро удовлетворяются, ему уступают лучшие кусочки пищи. Такое поведение мы можем наблюдать не только в человеческой группе: аналогично ведут себя кошки, крысы, приматы. Но со временем ребенок подрастает и становится «обычным» членом семьи, у него появляется больше обязанностей и меньше привилегий.

А что, если это не происходит? Если он по-прежнему остается маленьким божком в семье и по совместительству еще мелким тиранчиком? Ребенок становится капризным, неадекватным, несносным… и получает, что он «босс» в социальной группе,  где главным быть не должен.

И знаете, кто по этому поводу испытывает большое недоумение? – Собака в семье. В ее социальной программе заложены жесткие механизмы, связанные с доминированием и иерархией, где командует самый сильный, а не самый слабый (ребенок в нашем случае).

К слову, вы обращали внимание на то, что в сказках и мифах довольно часто есть сюжет, когда «царский сын» воспитывается в «семье рыбака». Последняя версия этой древней истории – сюжет о Гарри Потере. Причина того, что его отдали на воспитание к злым и жадным родственникам, названа в самом начале книги (фильма) – мальчику лучше вырасти в окружении, где он ничего не будет знать о своей исключительности. То же, во что превратился его двоюродный брат, как раз и является карикатурным изображением семьи, где ребенку вовремя не продемонстрировали его социальные границы.

Подробнее вопросы родительской твердости и границ рассматриваются в статье «Личность или «пограничность».

 

 

Ольга Исаенко,

кандидат психологических наук

Ниже в окошке

“добавить комментарий”

вы можете задать вопрос

детскому психологу.

Реклама

4 комментария на «Как этология помогает детскому психологу»

  1. Оксана Ивнэ:

    Как же можно сравнивать поведение животных с поведением человека? То есть весь культурный пласт в мусорную корзину, а порядка 20 инстинктов — база для анализа Психолога? Считаю методологически неприемлемым сравнение младенцев животных и человека.

    • А что мешает сравнивать — кроме идеологии и традиций?
      И сравнивают не инстинкты, а простые и сложные комплексы поведения с описанием глоссария (элементарных единиц). И не только с приматами сравнивают, а скажем, делают кросскультурный анализ наиболее эволюционно древних паттернов поведения. А методология — ветвь куда более молодая и эволюционно слабая… 🙂

  2. Оксана Ивнэ:

    Сравнивать мешает эта самая ваша незнакомка — методология науки. Если не соблюдать методологических принципов, то можно человека сравнить не только с животным, но и с растением. Мат. статистика при определённой выборке обязательно свяжет какие-нибудь «элементарные единицы» — да хоть движение ветвей дерева с движением рук младенца во сне, но пищи для размышлений психолога здесь нет. Вы получите значимые корреляции — и, может быть, защитите кандидатскую степень, но не по психологии:) P.S. Кросскультурный анализ используется психологами для междисциплинарных исследований, например, с антропологами. Но не с этологами! Культура — это то, что разделяет животных от человека.

    • При нынешнем глубоком и давнем методологическим кризисе в психологии, а также при стремлении психологов к постмодернизму, к качественным исследованиям, к методологии единичного случая… О какой, собственно, методологии речь? И скажем, юнгианский анализ и архетипы коллективного бессознательного, анализ сновидений и т.п. — у вас не вызывает такого же бурного методологического протеста?
      И почему с антропологами психологам можно спариваться, а вот с этологами «генетика» не позволяет?

Задать вопрос детскому психологу (или добавить комментарий)

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s