Раннее обучение чтению вредно

Для чего люди вообще читают?

  • Для  того чтобы получить нужную информацию.
  • Для того чтобы погрузиться в процесс увлекательных событий и приключений, сопереживать героям, идентифицировать себя с ними.
  • Для того чтобы «взрослеть» вместе с книгами, задающими некоторый образец или стандарт внутреннего мира, общения с другими людьми, планов на будущее, нравственных ценностей.
Раннее обучение чтению: больше вреда, чем пользы
Обучать чтению очень рано — значит создать для ребенка обедненную среду развития.

Поэтому первый опыт приобщения ребенка к книгам происходит с помощью взрослого, когда малыш слушает, как ему читают, сопереживает и делится впечатлениями. Это самый «главный аргумент» в пользу «дружбы с книгой», где важно не просто узнавать буквы и складывать их в слоги, а понимать прочитанное. На первых этапах, и тем более, в очень раннем возрасте, сложно соединить все вместе, так как чтение очень напряженное событие для мозга.

Ну а теперь самый «страшный аргумент». Ресурсы, которые нужны для чтения в 3-4 года обкрадывают весь остальной мозг, не давая в полной мере развиваться восприятию, координации движений и ловкости, чувству пространства, ритма, музыкальным способностям, а позднее саморегуляции (эмоциональной, волевой) и др. Причем вернуться назад – скажем в 8-9 лет, когда весь дефицитарный букет станет удручающе заметным – уже невозможно, потому что мозг в своем развитии идет дальше и назад не возвращается.

В связи с этим часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок, чьи родители увлекались ранним обучением, быстро теряет свои «опережающие» позиции в школе. В первую очередь потому, что чтение не опирается на нужную сенсомоторную основу, отсюда – устойчивое послоговое чтение, замена букв, угадывающее чтение и т.п.

Подробнее об проблеме раннего обучения чтению в статье «Читать или не читать».

Другие статьи по этой теме – «Дислексия – трудности чтения», «О математике в 3 года и позже».

Расписание интернет-занятий для родителей — здесь.

Реклама

Раннее обучение чтению вредно: 4 комментария

Добавьте свой

  1. Я — дедушка, беспокоит чрезмерно раннее развитие внука в области чтения (5-ый язык изучает почти самостоятельно (русский (по рождению), английский, испанский (в детском саду в США, Чикаго), немецкий (мама, бабушка), латинский (музеи), кажется приступает самостоятельно к китайскому (интернет, некому помочь кроме второго дедушки и слава богу)) в 4 года, но есть проблемы с двигательными навыками, вниманием, реакцией.
    Как кроме усиления роли тактильных ощущений можно ему помочь?
    Ласкаю, прикасаюсь, трогаю, иногда шлёпаю) — но мало помогает. Начал запинаться, если задумывается над способом выражения мысли.
    Как приучить внука к двигательной активности, интересу к физическим упражнениям?
    Я — инвалид, мало активный физически. Бабушка, моя жена, не молодая тоже. Учитель музыки в прошлом.
    Логичность в выражении мыслей внука чрезвычайно повышена.
    Как переключить его мозг на двигательную активность?
    Что кроме тактильных ощущений надо применить?
    Он крайне самостоятелен. Поэтому непослушен. Очень ласков, если не раздражен.
    Вкусовые ощущения его нормальные, но подвержены сильно логическим аргументам
    взрослых, типа, соленоё, кислое, перченое, сладкое, жирное — вредно для детей.
    Пишет пока не «закорючками» как он выражается, а печатными буквами.
    Т.е. вроде все в порядке, кроме ориентации в пространстве, что иногда представляет опасность. Ножем и вилкой овладевает, но может смотреть назад, а ехать быстро на самокате вперёд.
    Страшнова-то за него.
    Посоветуйте

    1. Ну почти классика — раннее включение речевого полушария и сенсо-моторная инвалидность.
      Дефицит в работе подкорковых отделов мозга, отвечающих за «энергию», и целый ряд проблем: агрессивность, неуклюжесть, упрямство (то, что вы называете непослушностью), невнимательность, вычурное копирование речи взрослых…

      Вы другие статьи прочитали? 🙂 Там есть ссылки внизу на них. Там изложены основные идеи.
      У нас есть интернет-занятия для родителей… Рецепты для родителей, Гимнастика для мозга…

      Подробнее:
      https://psychologyofchildren.wordpress.com/c/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B8-%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B8-%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD/%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%82%D1%8B-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9/

      Нужна обычная уличная пацанская активность, жесткий массаж, консультация детского психоневролога, «таблетки»… Ну и не при каких обстоятельствах не давайте ему «садиться вам на голову». Пусть он этот фразеологизм переведет на 4 языка.

  2. Добрый день!
    Моя дочь, ей сечас 6,3, учится читать с 4 лет. Она всегда сама проявляла интерес к буквам, книгам и чтению. Поэтому я ее и начала учить читать в раннем возрасте, хотя иногда приходилось и трудновато. Сейчас она вполне быстро читает, иногда переставляет буквы в словах, но поправляется. Двигательная активность развита вмеру, она плавает, бегает, прыгает на скакалке, катается на велосипеде, самокате, даже местами лучше своих сверстников. Но есть проблемы с излишней медлительностью в бытовом плане: медленно кушает и одевается, медленно умывается и чистит зубы и пр. Она довольно мечтательная и часто «летает в облаках». Я думала, что такое поведение связано именно с этими чертами ее характера. А сейчас, прочитав вашу статью — испугалась. Вдруг я сама навредила и сделала что-то не так? Она никогда не отказывается заниматься ни чтением, ни математикой. Очень гордится, если удалось что-то сделать самой — прочитать большую статью в журнале или решить ребус. Но как узнать, есть ли какие-нибудь проблемы до школы, чтобы постараться все исправить? Где эта тонкая грань?

    1. Ну действительно хорошо двигается… Но с буквенными нагрузками мозг не справляется… Это и витает в облаках, и медлительность, и перестановка слогов… Можно обратиться за консультацией к нейропсихологу. Но и так, в общем, понятно…
      Обратите больше внимание на правое полушарие: как она рисует, музыкальный слух, как ориентируется в пространстве и т.п. У вас осталось мало времени, чтобы дать ему возможность развиться в полной мере.

Задать вопрос детскому психологу (или добавить комментарий)

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: