Обезьяньи правила

Чем меньше ребенок, тем более простым законам подчиняется его жизнь. Элементарные культурные, моральные нормы «включатся» в самосознании не раньше 5-6 лет. А до этого детская социальная жизнь регулируется примитивными биологическими правилами, как у обезьян. Сюда же относятся и различные трудности воспитания: вопросы агрессии, жадности, безопасности, иерархии в семье и статуса родителей, конкуренции с другими детьми, в том числе с братьями и сестрами.

Модель очень проста. Детям 3-4 лет не понятна либеральность взрослых, если до этого не были очерчены четкие границы. Либеральность воспринимается как слабость, и такие взрослые не достойны уважения. А обезьяньем сообществе их бы забросали мусором и фекалиями. В той или иной форме это и происходит в некоторых семьях. Дети швыряют еду или игрушки, игнорируют обращение к ним старших, хамят, говорят гадости, бьют родителей.

Напротив, строгих взрослых — чаще всего почитают и любят. Срабатывают все те же понятные обезьянкам биологические законы доминирования. Поэтому самый простой и быстрый путь, если ребенок неадекватен — это восстановление естественных биологических границ группы или семейной иерархии. Одним словом — ребенок не главный. И сначала мы исправляем это корневое событие, а потом все сразу становится на свои места.

К примеру, нужно решительно, сразу же восстановить семейную субординацию, если ребенок демонстрирует разные формы «неуважения» к взрослым:

1. Бьет маму по лицу (в 2-3 года).

2. Выгоняет папу из комнаты, хочет быть только с мамой (в 2 года).

3. Грубит бабушке, напоминая ей, что она у него в гостях (в 6 лет).

4. Не слышит родителей, нужно повторить 5-8 раз.

5. Говорит гадости родителям, грубит, сообщает им о своей ненависти (3-6 лет).

6. Устраивает скандал в детском саду, грубит матери в присутствии других родителей и детей, не получив мороженое немедленно (в 5 лет).

Об этом также есть давняя авторская статья на нашем сайте «Личность, или пограничность«. А еще — Главный секрет уверенных родителей.

Детский психолог. Жизнь по простым правилам.

Детский психолог. Жизнь по простым правилам.

Ольга Исаенко,

детский психолог,

кандидат психологических наук

Реклама
Галерея | Запись опубликована в рубрике Новости сайта с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария на «Обезьяньи правила»

  1. Лев:

    Какая интересная заметка. Не рискую назвать ее статьей, ибо кроме тезиса она не имеет никаких обоснований или доказательств — голый тезис, и всё. Но сам по себе тезис интересный, вместе с аппеляцией на стадные мартышачьи отношения.
    Возникает вопрос. Вот в Японии детей до четыех-пяти лет категорически ни в чем не ограничивают, позволяют им всё что вздумается, в том числе и швыряние еды на пол, и битье родителей, и ломание вещей. Ограничения начинаются лишь в возрасте, когда ребенок начинает эти ограничения начинает понимать своей дозревшей логикой. Чем старше становится японский ребенок — тем больше ограничений, условностей и правил вменяются ему в обязанность. И при этом дети вырастают вполне благовоспитанные, культурные, образованные, и общий интеллектуальный (образовательный и творческий) уровень японцев определяется по тестам аж на 20% выше, чем средний уровень европейцев. А то, в какой мере японцы ставят общественные интересы выше личных — об этом любой авторитарной педагогике остается лишь мечтать.
    Итак. сам вопрос. Может быть, сравнение с мартышками не слишком точно определяет социальную психологию человеческого младенца? Может, есть более верные пути к достижению воспитанности, образованности, уважения к взрослым? Может, казарменная строгость, запреты и побои вовсе не приводят ребенка к благонравию, но делают его скрытым (или явным) агрессором, желающим при любой удобной возможности проявиться в отношении к более слабому, беззащитному? Вот живет себе вроде бы воспитанный ребенок, но, стоит только учителю в классе выйти за дверь — и вместо ребенка имеем дикаря, ленивого бездельника и хулигана. Стоит только погасить свет в подворотне — и подросток превращается в грабителя и бандита. Стоит посадить ребенка в чиновничье кресло — и ребенок начинает брать взятки, нарушать законы, воровать, унижать и подавлять подчиненных. Так поступали с ним в раннем детстве, по законам обезьяньего стада, и теперь он, выросши, реализует с младенчества усвоенную мораль: «подави силой, отними, запрети, подчини, унизь». Разве не этот результат демонстрирует домостроевское воспитание, традиционно укоренившееся в России? Разве не это отличает российское воспитание от японского, со всеми вытекающими отсюда результатами?

    • Меня всегда умиляет апелляция к ценностям японской (или другой) культуры людей, которые в Японии-то никогда не были или точно не прожили там значительную часть жизни, но много прочитали в интернете текстов, написанных кем-то на коленке.
      И из вашего комментария можно также сделать вывод, что японцы креативны именно потому, что лупасили своих родителей вплоть до 5 лет, а русские — взяточники, потому что выросли не в Японии.
      Особенно странно то, что наличие биологических маркеров в поведение детей (людей) многие человеко-мартышки почему-то принимают за оскорбление, хотя эволюционные стратегии поведения никто не отменял.

      Ну и главный вопрос: вы различаете «строгость, статус и иерархию в семье» от жестокости?
      В этом блоге 70% контента, идей, статей рассматриваются с позиции эволюционно-стабильных стратегий поведения, в том числе с позиций «доминирование-подчинение». Почти все посты на главной — об этом. Половина авторских статей — об этом. Другими словами, это не единичная заметка. См. также тексты по этологии в разделе «Энциклопедия».

  2. Лев:

    Вот, например, один из известных случаев, когда мать воспитывает ребенка мартышачьим способом…
    Можно предположить, что саму ее в детстве воспитывали точно так же. И конечный результат такого воспитания налицо: имеем женщину не с человеческой моралью, но с обезьянней.

    • Вы так же хорошо осведомлены о жизни мартышек, как и о жизни японцев. Вам, наверное, часто приходилось наблюдать пьяных орангутангов, которые жестоки со своими детенышами?
      Я, опираясь на те или иные биологически законы в тексте выше, вообще ничего не говорю о жестокости. Поэтому мне не понятен ваш пример. Это было к чему?
      Воистину строгие родители нуждаются в защите от нападок непоследовательных и безалаберных псевдолибералов.

Задать вопрос детскому психологу (или добавить комментарий)

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s