Предисловие к книге

О.С. Исаенко

Агрессивная коммуникация в паре «мать-ребенок»

Содержание книги

Книга посвящена новому направлению в психологических исследованиях агрессии на стыке этологии (эволюционной психологии), психоанализа и социальной психологии. Основным отличием данного подхода является отношение к агрессии не как к насилию, а как к социально-нормативному феномену, регулирующему события, связанные с социальной иерархией, поведением доминирования-подчинения, территориальными границами, личным пространством. В связи с этим в работе часто поднимаются вопросы конструктивности агрессии и дефицита агрессии.

В нашем случае агрессия в паре «мать – ребенок» рассматривается как механизм социально-психологической адаптации и подразумевает здоровые психологические границы, автономность, иерархию, а вовсе не жестокое обращение с ребенком. При этом мы определяем агрессивную коммуникацию в паре как устойчивый паттерн, стиль, сформировавшийся в период раннего онтогенеза ребенка, опосредованный степенью отделения ребенка от матери, преодолением примитивной амбивалентности и формированием зрелых границ детского эго. В качестве социального пространства, где адаптация может быть успешной или нарушенной, выбираются школа и младшие школьники.

При организации исследования автор обращается к этологическим методам, основанным на наблюдении и регистрации невербальных маркеров, которые обычно плохо осознаются и поэтому доступны в «чистом виде». Эта методология адаптировалась к изучению поведения человека в течение последних 30-40 лет в антропологии, этнографии, психиатрии. Этологический подход позволяет автоматически решить проблему «социальной желательности», которая в диагностике агрессии другими методами является серьезным препятствием в получении валидных результатов.

В книге подробно описывается авторская методика диагностики агрессии в паре «мать – ребенок» на фоне решения «квазивоспитательной» задачи, включающая в себя приемы, направленные на актуализацию агрессии; наблюдение коммуникации в паре «мать – ребенок» с фиксацией полного спектра невербального агрессивного поведения.  В процессе анализа полученных данных выделяются параметры агрессивной коммуникации в паре: «частота», «амплитуда», «интервенция», «динамика». На их основе создается и апробируется фокусная коррекционная программа, цель которой – восстановить адаптивные возможности, а не «искоренить» агрессию.

В тренинговую программу входят упражнения, направленные на снижение / увеличение агрессивных манифестаций; на уменьшение амплитуды между проявлениями агрессии у матери и ребенка; на ограничение возможностей матери «сделать что-то вместо ребенка в процессе обучения»;  на расширение опыта успешного решения задач парой. В книге также подробно описывается процесс индивидуальной коррекции ребенка с высоким уровнем школьной дезадаптации, анализируются особенности агрессивной динамики в символическом игровом пространстве песочной терапии.

В основу книги был положен текст кандидатской диссертации «Агрессия в системе коммуникации “мать – ребенок” как фактор социальной дезадаптированности младших школьников» (специализированный ученый совет Института социальной и политической психологии АПН Украины, г. Киев, 2007).  Текст был незначительно изменен и отредактирован автором с сохранением общей структуры и основных результатов научной работы.

Книга «Агрессивная коммуникация в паре «мать-ребенок» (если из-за проблем в переадресацией вы попадете не на страницу с книгой (обложка, аннотация), а на главную страницу каталога, то в окошке поиска наберите «Агрессивная коммуникация»).

Ниже в окошке

«добавить комментарий»

вы можете задать вопрос

детскому психологу.

В колонке справа можно быстро перейти к некоторым разделам и страницам сайта:

  • авторские статьи;
  • избранные страницы;
  • новости сайта; полезные ссылки;
  • лекции и тренинги;
  • книга «Агрессивная коммуникация…»
  • музыкальная тема месяца.
Реклама

2 комментария на «Предисловие к книге»

  1. Ольга:

    Здравствуйте. Мне нужна помощь психолога ))
    Моей дочке 6 лет. Ходит в 1-й класс. У нее есть подружка,рядом с которой моя дочка «теряет себя» :во всем с ней соглашается,играет по ее (подружки) правилам (даже если не любит в это играть),и интересно ей только с этой подружкой…в общем со стороны это выглядит,как-бы дочка «боготворит» ее.
    Если дочке,кто-то делает неприятные для нее вещи — она тихо растраивается.Я предлагаю ей, сказать — «отойди»,»мне не нравится это» или — показать кулачок,отодвинуть того,кто хватает… но мои слова не работают.
    Еще такой ньюанс — дочка не хочет без меня играть с куклами,рисовать, ей неинтересно самой. Я играю с ней,но после игры она сразу-же спрашивает «мама,поиграешь со мной?» и в течении дня она просит поиграть. Предлагаю ей вместе приготовить покушать (в ресторан поиграть),поубирать (в золушку поиграть) и т.д. Но она только хнычет поиграй со мной в куклы…
    Пожалуйста подскажите.что пошло не так и что я могу сделать,что-бы доченька стала самостоятельней,что-бы ей хоть иногда было хорошо самой с собой.

    • Оля, для начала познакомьтесь с моей авторской статьей о развитии уверенности. http://det-psi.ru/stati/semejnye-sekrety-uverennyx-detej/
      Вообще, о самостоятельности мы много говорили на нашем интернет-семинаре о готовности к школе, можно получить доступ к видео-записям.
      http://det-psi.ru/video-zapisi-nashego-letnego-seminara-dlya-roditelej-na-shkolnuyu-temu/

      Тема «способность быть в одиночестве» — да, очень значимая. В вашей ситуации может быть несколько нюансов: и эмоциональные трудности, и развитие самосознания, развитие воображения, способность к планированию. Подробно все это я могу с вами обсуждать на индивидуальной консультации по скайпу.

Задать вопрос детскому психологу (или добавить комментарий)

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s