Особенности развития дошкольников (от 3 до 6-7 лет)

Эта страница отведена для бесплатных онлайн-консультаций на тему «психологические особенности детей от 3 до 6-7 лет»: отношения в семье, отношения с другими детьми; внимание, память, речь, мышление, воображение;  психологическая готовность ребенка к школе и др. Вопросы задаются в окошке для комментариев в самом низу страницы.

Здесь уже большее 600 вопросов-ответов. Поэтому мы «расширяемся» и новые вопросы нужно задавать на этой странице — нажмите для перехода…

ВНИМАНИЕ! В моей почте накопилось много вопросов (очень много!). Поэтому пока не отвечу — возможность задавать вопросы на сайте временно приостанавливаю в этом месяце. Все серьезные и сложные вопросы можно решать на консультации по скайпу, а также, прочитав полезные заметки для родителей на главной «Детский психолог-ПРОФИ» или в этом блоге  и еще сотни вопросов-ответов, которые уже есть на этой странице.

 

Ольга Сергеевна Исаенко, детский психолог,

кандидат психологических наук

 

Какая тема занятий вам нравится? Ставим галочку и жмем на кнопку 🙂

Мы «ВКонтакте»:

Мы в Facebook

 

Реклама

727 комментариев на «Особенности развития дошкольников (от 3 до 6-7 лет)»

  1. Светлана:

    Здравствуйте. Девочка 7 лет. ходит в садик. Умница, читает, ходит на танцы и в художественную школу. Примерно полгода назад (возможно ранее) начала потирать лицо ручками. Танцует и обязательно несколько раз потрет, будто волосина какая то мешает, или сидит играет за столом и снова теребит не существующую волосинку под носом или на подборотке. Иногда еще и как бы волосы убирает с лица, со щек. Я пробовала убирать все волосы с лица, мазала кремом лицо, ругала и даже по рукам шлепала. Все равно, постоянно, на занятиях трет и трет… не чешет, а будто что то мешает. На данный момент грешу на привычку или смену зубов (у маленьких так бывает примерно). А вдруг это нервное? Что тогда делать?
    Спасибо.

    • Если это навязчивое состояние, то вопрос нужно решать с детским психиатром.
      С психологом — можно пройти курс нейропсихологической коррекции, чтобы выровнять тонус в работе мозга.
      И кстати, по поводу чтения… не начались ли ваши проблемы в одно и то же время с обучением ребенка чтению? Мозг истощился, тактильные, кожные ощущения недостаточно хорошо развиты… так как вы однобоко понимаете процесс развития.
      На сайте есть раздел — Детская нейропсихология / Энциклопедия. Там достаточно информации.

  2. Ксения:

    Здравствуйте! Очень прошу помочь советом. Сыну 3,5 года. С рождения очень беспокойный, спал до года и 2 мес не более получаса подряд. До 2,5 лет просыпался исключительно с истерикой. Утром на полчасика, если днём спал, то и на 2 часа могло затянуться. Просто кричал и всё. С года днём спал редко, уложить часто было невозможно, плюс истерики спросонья, если всё же уложить. Периодами по месяцу мог истерить постоянно. Конструктор не собирается- крик, еда упала -крик, хоть и не ругали никогда, если случайно уронит. И так весь день. До трех лет постоянно, особенно с другими детьми или на улице впадал в состояние эйфории. Смеялся, дурачился, ни на что вообще не реагировал. Мог лечь на дорогу и макать в лужу шарф, а при попытке его поднять поджимал ноги и смеялся. На обращения, угрозы, обещание вкусного вообще не реагировал. 4 мес назад я отсутствовала дома долго. Родила ещё сына и лежала с ним в больнице. 5 месяцев назад сынок пошёл в садик. Ему там нравится и говорят хорошо себя там ведёт. Но как я приехала из больницы начался ад. Такие истерики, что реально не до малыша!!! Пишу и плачу!!! Орёт круглые сутки, стал болеть, сидим на больничных. Читаю, гуляю, обнимаю- не помогает. Может по 12 часов кричать — палец колет, варежка не так заправлена, я не хочу есть, через минуту- я голодный! И все это дурью. С мужем ссоры, стали к психотерапевту семейному уже ходить, Отношения наладились, но что делать с ребенком- не знаю. Гулять не хочет, одеваться сам тоже, кушать тоже, только с ложки. Не покормишь- Вообще не ест весь день, только истерит ещё хуже. Похудел сильно. Стал сикаться, Братика любит, играть с ним пытается, но сам соску забирает и сосёт, в его люльку укладывается и развивающим ковриком играет. Внимания стараемся уделять много, но не помогает. Я в отчаянии, мозг не выдерживает бесконечных криков, вечером аж давление поднимается. Помогите! Фенибут выписывали- мало помогает. Правда с ним все равно полегче.

    • Не даем ему орать, Ксения. Решительно и громко останавливаем. Грозно.
      Можно еще взять таблетки у невропатолога, чтобы снизить все эти эмоциональные всплески… Что-то улучшающее обменные процессы.

  3. Юрий старший брат Татьяны:

    Здравствуйте. Проблема меня начинает пугать хоть поначалу казалось временной проблемой.
    Девочка семи лет на протяжений 3-4 месяцев просыпается каждую ночь в слезах с криками около 12-00 ночи быстро получается успокоить и ложится спать , на вопрос что снилась часто говорит нечего или редко рассказывает простые сны. Её родная мама умерла 4 года назад, она живет с бабушкой и дедушкой . Питается нормально ладит с одноклассниками причин лично я не вижу . Заранее благодарен.

    • Юра, давайте начнем с простых бытовых вещей. Ограничить доступ к телевизору, к разным страшилкам.
      Дедушка, наверное, новости часто смотрит, да? Это очень стрессовая среда по нынешним временам.

      • Юрий старший брат Татьяны:

        Спасибо большое. Да телевизор в её полном распоряжений я обязательно ограничу просмотр в пределах разумного.

  4. Юлия:

    Добрый день! Сыну 4 года, имеет привычку толкаться, кусаться, щипаться и т.п. физические агрессив ные взаимодействия. Никакого вида наказания на него по этому поводу не действуют. С недавних пор еще добавилась позиция » Не хочу, не буду». Доходит до смешного говоришь: » Ешь-не буду, ну ладно, не ешь- НЕТ БУДУ!!!». Не может сам засыпать в комнате, даже с ночником, говорит, что ему страшно, придумывает каждый раз новую игрушку или вещь, которая шевелится. Понять правда ли он боится или это способ манипулировать нами я не могу. Превращается он в домашнего террориста. Тяжело с ним дома находится. Уже подумываю к неврологу его отвести, может ему надо попить какие-нибудь «витамины» для улучшения мозговых процессов. Или это просто мы его настолько разбаловали? И еще подскажите, пожалуйста, как ему помочь найти любимую игрушку, а то их много,а они его особо не интересуют? Заранее, большое спасибо!

  5. Наталья:

    Здравствуйте!
    Хочу попросить помощи в воспитании своей 5-ти летней дочери. Воспитываем её с бабушкой, с мужем я в разводе и с дочкой он не общается. Девочка- хорошая, смышлёная, в садике её хвалят и она очень переживает за свою успеваемость, за домашние задания и т.п. , но дома она как-будто «отрывается»! Не заставишь переодеться, как приходит домой, всё со скандалом, , заплетаться утром- истерика неимоверная, соседи наверное в шоке, аппетит дома плохой, но в саду говорят ест нормально (видимо за компанию с другими детьми), утром умываться зову- всё через силу у неё пока уже не начинаешь кричать на неё. За собой убрать- тоже надо целую беседу провести, хотя в саду говорят что она одна из первых старается всё делать и помогает. Бывает что и руку поднимаю на неё потому, что не выдерживаю её такого отношения. Как быть? Я не хочу её лупить и постоянно наказывать и повышать голос. Как мне найти с ней понимание?

  6. кристина:

    Здравствуйте наша проблема длится уже пол года. Мы живем в Германии и моя дочка пошла в 3 года в детский сад. Сначало все проходило нормально привыкали вместе потом я начала оставлять ее по 30 мин в саду потом по часу. Она не плакала пыталась контактировать с детьми хотя по немецки она еще не говорит. Мы решили сначало прививать русский язык т. К потом это очень сложно. В один из таких дней она начала при моем уходе плакать я вышла на улицу и все время стояла под окном ждала когда ребенок успокоится вроде утихла я решила прогулятся чтобы отвлечся мне позвонили и сказали что ребенка вырвало и нужно забрать. Когда я пришла дочка сказала что тетя на нее ругалась громко и закрыла одну в гардеробной. После этого случая ребенок не хочит идти в сад когда нет этого воспитателя она быстро успокаивается и остается в саду. Но самое страшное она видив эту воспитательницу или просто слышав ее голос когда мы заходим в сад начинает жаловатся на животик и у нее рвотные позывы начинаются. Мы проходили проверки у невролога сказали еег чистое и ничего страшного пусть рвет со временем пройдет.Сейчас мы ушли из сада т. К это и для дочки и для меня очень большой стресс каждый день при входе в сад дочку рвет. Психологов русскоговорящих нет поэтому решила обратится к вам. Сейчас ищу место в другом саду. С местами сдесь тоже очень сложно Пытаюсь как то отвлечь ребенка .Боюсь что в новом саду ничего не получится т. К выработался страх. Заранее благодарю за ваш совет

    • Кристина, как правило, выраженные трудности адаптации бывают у тех детей, которые эмоционально не отделились от матери. Если ребенок понимает, что ее «болезнь» — это лучший способ на вас повлиять, она легко это использует. К тому же уже в три года, дети вполне могут использовать и более тонкие механизмы манипуляции, в том числе истории о том, что с ними «плохо обращались».
      Девочка спит одна или с вами? Она может на какое-то время занять себя сама? Сохраняете ли вы садиковский режим дома?

  7. Анастасия:

    Добрый день! Помогите пожалуйста!Моей старшей дочке 6лет а младшей 1,5г. Старшая в этом году пойдет в школу, и мы ходим на подготовительные курсы, любим рисовать, петь, учить стихи. Она всегда у меня была любознательной девочкой год назад занималась англиским языком по ее желанию потом оно пропало а вместе с ним и пропало желание вообще учиться мы как будто стерли из памяти все буквы, начали много фантазировать, одновременно разучились держать ручку ложку вилку стали рассеянными заиграемся и обо всем забываем, часто врем, по-любому поводу впадаем в истерику отказываемся кушать можем по-долгу плакать по каждой мелочи,когда спим падаем с кровати. Меня это очень все беспокоит что случилось не могу понять? Ревнует к младшей сестре?Ровняется на ее возраст?Много смотрит телевизор?Родились безо всяких отклонений,

    • Ну так какой английский и какие буквы в 5 лет? А где детство у ребенка? Обычные подвижные детские игры, которые дают основу для запоминания образа букв… и развивается это до 5-6 лет… а вы все испортили вашим английским… и еще буквами… В результате — дефицит энергии… проблемы с вниманием, истерики…
      Ну, а то, что фантазирует — в этом возрасте нормально.
      Забудьте про буквы до школы… можно даже на год школу отложить…

      • Анастасия:

        Английским она сама захотела заниматься и попросила чтобы с ней занимался учитель я долго отговаривала но она всё же меня убедила мы прозанимались полгода она знала много слов предложений научилась хорошо писать, каждый раз встречала радостно учителя, а потом наступило лето и конечно же желание пропало)) а вместе с ним и пропала усидчивость. Она стала говорить что все сама знает, на все что ей говорят делать отвечает с истерикой.Насчет энергии она очень подвижный ребенок не сказала бы что у нас дефицит. Буквы мы начали конкретно учит когда в саду нас направили в подготовку к школе по субботам в ноябре и также в саду нам сказали что нас еще на год не оставят а дома увы возможности нет ее оставить, Может посоветуете как быть?как спокойно учить с ней уроки?и как убедить ребенка в том что она не «все знает» как говорит?

      • Ну какой английский и тем более какое письмо на английском. Ладно бы еще песенки пели, играли и говорили… а то — письмо. Нашим детям больше нечем заняться?
        Конечно, это истощает, вот в итоге вы и получили эмоциональную нестабильность, которая возникает на фоне дефицита энергии. И разве без «букв» не берут в школу?

  8. Виктория:

    Здравствуйте. Сыну 4 года, в садик не ходили, занимались развитием ребенка с 3 мес. по методике «умница». Ребенок развит, очень! активен, чрезмерно подвижен; воспитывается в любви, к ребенку предельно внимательны и отзывчивы, воспитывали путем общения, разговоров, убеждения, примеров. С 3,5 лет замечать, что сын игнорирует обращение к нему, если указываешь, что ему необходимо сделать ( делает вид, что не слышит или технично! переводит разговор в другое русло). Не выполняет указания с первого раза. Как добиться послушания? В чем наша ошибка ? Повышать голос и применять силу-для нас не совсем приемлемо.

    • Вот странно, да, Виктория… Вы и по методике «Умница» занимаетесь и предельно внимательны… а результат весьма скромный в социальном смысле, ребенок к вам относится как к низко статусным членам группы. Другими словами, не уважает. Продолжайте в том же духе. То ли еще будет.

  9. Маргарита:

    Добрый день, дочь вышла замуж и переехала с сыном 3х лет жить к мужу, внука мы ростили с рождения, прошло два месяца, внук постоянно плачет, зовет «Бабу» даже ночами во сне, как то вечером собрался самостоятельно уехать к «бабе» оделся сам, свой рюкзачок собрал, а вот до куртки на вешалке допрыгнуть не смог…Проблема усугубляется еще и тем, что практически одновременно внук там пошел в детский сад. Дочь с внуком приезжает к нам каждые выходные, но ребенок все равно очень скучает по нашему дому и бабе с дедом, как помочь ребенку привыкнуть к новым обстоятельствам жизни? Дочь с зятем считают , что необходимы жесткие методы воспитания и нужно прекратить общение внука с нами, но я очень боюсь , что они только хуже сделают, кризис трехлеток никто не отменял, Как помочь ребенку привыкнуть к новой жизни ( двор , детский сад, квартира, окружение)

    • Это скорее бабушкин кризис, Маргарита. Сложный и эмоциональный. Будет легче, если займете себя чем-нибудь. Точно нельзя сидеть в 4 стенах…

  10. Виктория:

    Добрый день. Дочери 5,5 лет. Мы с мужем работаем до позднего вечера, но все равно я стараюсь с ней проводить свои выходные вместе и разговариваю с ней каждый день (как день прошел, что нового в саду и т.д.) и моя дочь от меня слышит каждый день, о том что я ее люблю. Иногда прошу ее что-то сделать… например, убрать в своей комнате… прошу это в ласковой, вежливой форме, в ответ слышу: Сейчас! и это «сейчас» может продолжаться 2 часа и мне приходится переходить на крик, чего мне очень не хочется делать. В следствии этого возникает истерика… истерика может быть и без особой на то причины, но я понимаю, что это только для родителей эта причина не значительна. Во время таких криков, она стала заявлять, что мы ее не любим и не уважаем. В то, что это не так она не верит. Подскажите, как найти понимание с ребенком? Спасибо

    • Вернуть ей детскую подчиненную роль в семье. И лучше девочке о семейных обязанностях напоминать сразу решительно, а не демонстрировать неуверенного родителя. Сэкономите кучу времени для себя и для нее.

  11. надежда:

    добрый день! у нас двойняшки ,им 4 года и 9 м. Я их родила 6,5 мес,мы долго лежали в больнице после родов,у нас были осложнения(у сына) ,в 3 года все диагнозы сняли.Дочь,послушная,в меру хулиганит,любит заниматься,ходит на танцы,в школы раннего развития,общительная,но очень ранимая,может обидеться на всякую ерунду ,уйти в комнату и плакать.Как реагировать на слезы жалеть ,или делать вид,что ни чего не происходит. а вот с сыном тут посложнее.Ходит падает на ровном месте,хулиган ,обманывает(на вопрос: ты спал? отвечает не помню… а сам не спал)в нем нет какой-то самостоятельности,за него все делает сестра,заниматься не хочет(сразу начинает плакать ,я его ругаю)мы очень строго воспитываем малышей,куда не пойдем с ними ,их все хвалят,но дома мы же видим как они себя ведут,Муж работает в органах,дома почти не бывает,малыши все время со мной или с бабушками,Сын на бабушек кричит не слушается,говорит ,что это они у него в гостях пусть идут домой.Подскажите ,может надо обратиться к психологу или психиатру ,или нам быть с ними мягче

    • Надя, я не верю, что вы строги. Скорее непоследовательны. Или вас просто слишком много в их жизни и это реакция на чрезмерный контроль. А почему вы не ходите в детский сад?
      Меня больше всего смущает ваше отношение к бабушкам. Здесь папа должен решительно расставиться все приоритеты.

  12. Антон:

    Здравствуйте.Меня зовут Антон.Я разведён.Моя бывшая жена с нашей четырёхлетней дочкой живёт в другой стране.Когда дочке было 2 с половиной года я уехал в Россию.С тех пор мы общались по скайпу.Сейчас они хотят приехать,навестить меня.
    Скажите,это как-то может повлиять на ребёнка?

    • Да просто общайтесь с вашей дочкой, Антон. Вы оба имеете на это право. Не думаю, что какие-то ограничения тут уместны.

  13. Наталья:

    Здравствуйте. У меня такой вопрос. В некоторых моментах не знаю как реагировать. У меня мальчик, уже почти 6 лет. очень сентиментальный. особо не играет в игрушки. но иногда любит погонять мяч, пострелять из пистолета. машинками не интересуется. всегда затрудняюсь с выбором для него новых игрушек. а тут заходим в магазин видит мягкую игрушку , котенка белого с розовыми лапками, уговорил купить не смотря на мои комментарии что это для девочек, купила , он вообще не равнодушен к кошкам. Теперь вчера, опять зашли в магазин, он увидел куклу в виде пчелки, стал со слезами просить, говорит девочка в саду приносила ни кому не дала. Я не купила и переживаю, вообще это как? нормально что мальчик интересуется такими игрушками? или есть отклонения?

    • Наташа, меня больше бы беспокоило, что вы слишком часто покупаете ребенку игрушки-однодневки. Которые быстро становятся домашним мусором. Прям ни дня без новой игрушки.

  14. Елена:

    Здравствуйте. У меня такой вопрос: сыну 3 года 9 месяцев, ходит в садик, там дружит в основном с девочками. Проблема в том, что он не может дать отпор своим обидчикам, его могут толкнуть или ударить, а он не отвечает. Если я рядом, может разозлиться и сорваться на меня, может обидеть того кто слабее. Подскажите пожалуйста, как правильно вести себя в этой ситуации и научить ребёнка не бояться?

    • Видимо, пора к воспитанию подключаться папе. Только совместные мужские потасовки, а не безответная мама, которая все стерпит.

  15. Ксения:

    Добрый день! Помогите пожалуйста советом. Сыну 4.4 года, родился с пороками развития позвоночника. Рос и развивался, как все дети. В 2 года и 2.9 года перенесли операции на позвоночнике, после операций заново учились ходить, почти весь тот год не общались со сверстниками – боялись болезней, конечно в тот период была гиперопека, сыну нравилось заниматься по книгам, мы все время были вместе, на улице я его от всего уберегала – боялись падений. Через год после операций (сыну было 3 г. и 10 мес) пошли в сад, ему там очень нравится, но ходим очень редко, постоянно болеет. В 4 года что-то случилось (говорят кризис 3 лет), он перестал заниматься совсем, ничего не хочет делать, ничем не интересуется, не хочет ни лепить, ни рисовать, стоить из кубиков, машинки вообще не про нас, осталось только одно – это настольные игры, но играть в них бесконечно, мне кажется не правильно. Не хочет быть самостоятельным, не убирает за собой, может одеваться по 40 минут (хотя если самому куда-то надо одевается за 5), может проснуться и проваляться в кровати час, пока я не прикрикну. Ругаться и дергать его постоянно я уже устала, а еще больше устал сынок. У меня такое ощущение, что у него нет инициативы, он ничего не хочет, ему ничего не интересно, ничего не надо, надо только чтобы его кто-то постоянно развлекал. Я думаю, что я его «затюкала». Можно ли все исправить? Что делать? Отстать от него и пусть делает что хочет? Помогите…

  16. Светлана:

    Добрый день!
    Моему внуку 6,5 лет — стал вдруг играть в мягкую игрушку (кошечки, собачки), заботится, спать укладывает, от ветра укрывает и т.д. Это норма?
    У него с 2ух месяцев атопический дерматит — это действительно ад…, в дет. сад никогда не ходил, замкнут, тяжело шёл на контакт. Ребёнок рос вне социума…Три года назад родился братик и он стал более смелее, решительнее, но идёт задержка социально-психологического характера…

    • Вероятно, реакция на появление другого ребенка. Избыток опеки в течение всей жизни, излишний гиперконтроль родителей. Ну и я не знаю, чем вы думали, лишая его общения с другими детьми и нормального развития. Дерматит со временем пройдет, а ранний опыт изоляции останется на всю жизнь.

  17. sveta:

    zdrastvuite moemu sinochku 3 godika pisyaet v tualete no kakat pod soboi delaet ya uje god s nim vajus shtobi ili v tualet ili na garshok sel bi no on ne xochet esli zastavlaiu sidit no ne delaet vso ravno potom pod saboi delaet pomogite pojaluisto

    • Света, за такими советами нужно обращаться к «бабушкам», а не ко мне. Нужно сажать ребенка на горшок после сна, еды… или в другие моменты, когда он подает «знаки» о своих желаниях. Эти знаки нужно уметь замечать и все. Да, и не оставлять ему выбора.

  18. Юлия:

    Здравствуйте! Моей дочери 4, 5 года. Никак не хочет рисовать, а если рисует, то кроме каляк и геометрических фигур ничего не рисует. Садились с ней вместе и она говорила что нарисовать и вместе пробовали это сделать, но самостоятельно ничего не выходит. В остальном все успешно — начинает читать по слогам знает таблицу умножения до 5, очень быстро запоминает стихи, собирает пазлы и Лего ( со своими сюжетами а потом рассказывает свою историю про это)
    Может ли это является каким то отклонением? И что делать?

    • Юля, потому и не рисует, что правое полушарие вы угробили школьными нагрузками на левое и речевые центры. Ну какая таблица умножения?! А где детская игра, воображение… подвижные игры… Откуда возьмется пространственное восприятие?

  19. Наталия:

    Здравствуйте! моей доченьки 3.5 года , в садик не ходит, с детишками общается в основном на площадке и не так много, дома занимаюсь по разным методикам, лепим рисуем мастерим читаем, занятия проходят в игровой форме и дают результаты, разговаривает много, пересказывает сказки стишки, Но есть ОДНО НО которое меня уже начинает немного раздражать и беспокоить: во всех играх с животными героями и даже неодушевленные предметы должны быть с Мамой (не со мной , а со своей мамой) мама с ракушкой, огурчик с мамой, на улице собираем листики шишки камешки и им тут же ищем маму, объясняла что они не живые — соглашается и все равно ищем маму!!! Моим вниманием явно не обделена, я начинаю думать может наоборот перебор!!! подскажите пожалуйста может это пройдет или это серьезная скрытая проблема????

    • Перебор. 🙂 Вас слишком много. Она должна уметь быть какое-то время без вас… Поэтому, во-первых, перестаньте ее все время развлекать и занимать… пусть сама играет… Во-вторых — в детский сад. Самый простой и верный способ.

  20. екатерина:

    малышу 1 июля исполнилось 3 года в последнее время меня насторожило то что он резко реагирует на малейшие изменения если мы идем гулять значит должна быть шапка и красовки когда было жарко шапку с истерикой удалось поменять на кепку красовки не в какую у нас для всех пунктов назначения своя дорога в садик к бабушке в магазин и не дай бог поенять хоть на метр обойти дом не с права а с лева сразу падаем на землю и орем пока не вернут на прежний маршрут хотя он прекрасно знает куда его ведут еще если из дому вышли втроем значит втроем и должны идти не важно куда. он у нас средний есть на два года старше мальчик и на два года младше девочка еще проблема в том что он почти не говорит и психует когда его не понимают. может я зря паникую но это похоже на ОКР.

    • Тут, видимо, и кризис трех лет в разгаре… и еще способ познания мира, через повторение одних и тех же программ, действий, одинаковых операций с предметами…
      Ну главное, в вашем случае, это запаздывание речи. Она обеспечивает базу для саморегуляции. И по идее, истерики на фоне речи должны быть менее выраженными. Хотя тут много и других нюансов.

  21. Ирина:

    Здравствуйте! я мама 3-х летнего сына. Отдала его в сад с 2,5 лет. Попал он в группу новичком, куда уже ходили детки, которым было по 3,5 и больше. Теперь им по 4. И их перевели в среднюю группу. Я же оставила своего на второй год в яслях. Ребенок тоскует по тем деткам, больно смотреть… А оставила я его потому, что посчитала, что из сада он выпустится (если со старой группой) почти в 6 лет. Это для школы очень рано. Мы с мужем решили оставить еще на год, чтобы он выпустился с новой группой в почти 7 лет, чтобы быть готовым к школе хотя бы по возрасту. И чтобы со своими детьми выпустился, ведь они же станут одноклассниками (пусть не все). Правильно-то оно правильно, но ребенок грустит, ему с новыми скучно…. что посоветуете? Вернуть к старым знакомым?

  22. юлия:

    Ребёнку 4,5 года не идёт на контакт со взрослыми,с детьми хорошо гуляет,но если кто то о чем то её спрашивает,просто молчит,чем помочь ребёнку не быть такой замкнутой и боязливой?

  23. Анастасия:

    Здравствуйте!
    Проблема такая. Сын шести лет, жутко боится прививок, любых травм, даже незаметных царапинок. Начинает реветь, не дает обработать, отбивается. Ничего не помогает. Недавно делали ему Манту, удалось только с пятого раза! Вопил так! Никого не слышал, не видел. Как с этим справиться?
    Идет на прививку смело, уверенно, а итог всегда один.
    При этом, мальчик умный, хорошо развит, а тут такое…
    Ладно бы только прививки. Сегодня ногу поцарапал. Нет царапины! Не видно ее совершенно, сидит, ревет, ходит хромая.
    При чем ведь не истерик, очень разумный, но только небольшая травма, теряет контроль над собой. Как быть? Помогите пожалуйста!

    • 1. Расширить опыт контакта с миром и с разными маленькими опасностями. Другими словами, разбитые коленки — это вполне полезно и для взросления, и для иммунитета.
      2. Попробуйте пройти курс общего массажа, контрастный душ. Это чтобы уравновесить кожную чувствительность.

  24. Ольга:

    Здравствуйте.Прошу совета у вас как поступить в ситуации. Дочке почти 6 лет, ходим в садик в старшую группу. Небольшой логоневроз, после поступления в сад начался.В садике уже2 года как не дают участвовать в сценках. Участаут всегда одни и теже.Дочь плачет каждый раз перед утренниками.Говорят что характер у нее тяжелый. Есть конечно такое, если не хочет что то делать, то хоть как уговаривай не будет делать. Но что связано с выступлениями всегда обязательна и сама говорит мама давай готовится. Знаю это по ее занятиям танцами. Сейчас в саду неделя психологии, там ставят сценку с родителями. Мне сказали выступать, а ребенка не взяли. Плакали сильно, долго не могла успокоить. Как успокоить дочь? Может можно как то избежать такой обиды?Говорит что в ней что то не то. Будет ли правильно и мне отказаться от их сценки чтоб не растраивать дочку? Спасибо заранее вам.

    • Думаю, отказаться от сценки можно, если ситуация с выступлениями такая напряженная. А вот по поводу участия в утренниках — я буду на стороне воспитателя. Если она считает, что на ребенка нельзя положится, и дело тут точно не в логоневрозе — то так и есть. И это уже сигнал для вас. Бесконечные уговоры — событие всегда подозрительное.

  25. Марина:

    Вопрос психологу:
    Объясните, пож-та, как сыну (4года) донести,что после улицы надо мыть руки и тд. Приходя с улицы бежит играть, просишь помыть руки, а в ответ «не хочу» «не буду» и так почти со всеми манипуляциями, будь то зубы почистить, умыться, переодеться. Приходится стоять и повторять просьбы как попугай. Порой перехожу на крик,когда терпение лопается. Что я делаю не так? Может сильно давлю со всеми этими гигиеническими процедурами. В последнее время в рот стал засовывать игрушки, всякие разные предметы,может начать облизыва ть ручку у тележки в магазине, прилавок, зная,что буду делать замечание, пробовала игнорить этот момент-не помогло. вот прям как специально это делает. Ходит в садик, там очень спокойный, дома отрывается на всю катушку, тк энергию там свою не расходует. Он как бы сдерживает себя там, не бегает, ни прыгает, почему так? Спасибо.

    • Маша, многие полезные привычки вырабатываются годами. Ему всего 4 года… В детском саду все эти моменты выполняются по расписанию и напоминанию воспитателя. Вы также постоянно напоминаете. А вот фразы типа «не хочу», неумение слышать взрослого — это как раз те события, которые нужно очерчивать более четко в отношениях с ребенком. Другими словами, целительным будет наказание за неумение общаться со старшими.

  26. Алиса:

    Здравствуйте. Дочке 4 года,имеет страшно вспыльчивый характер и часто ноет…катает истерики в магазинах и в гостях,после сна,часто ходит хмурая,несмотря на мои попытки развеселить ее и чем-то занять..я довольно строго реагирую на ее эмоциональные всплески,после долгло объясняю,что вела она себя некрасиво,но все повторяется. Может это гены моего бывшего мужа..он вспыльчивый и конфликтный..сейчас в семье все спокойно.если не считать ее бесконечных истерик. мне часто говорят,что я ее балую,но это не так,если честно очень устала ее ругать. (во время хорошего поведения общаюсь с ней ласково,обнимаю,хвалю)..пожалуйста,помогите советом,если можно!Спасибо.

    • 1. Взять таблетку у невролога, чтобы снизить накал истерик.
      2. Ничего объяснять не нужно, после того, как вы были с ней строгой. И так понятно.
      Возможно, ваши долгие объяснения и уговоры, как раз и являются тем самым слабым звеном.
      3. Все же перестать ее баловать… к примеру, вашим избыточным к ней вниманием.
      4. Вам не нужно ее развлекать и чем-то занимать.
      5. В детский сад. 🙂

  27. Елизавета:

    Здравствуйте, очень нужен ваш совет. Сыну 4 года, очень общительный и не конфликтный мальчик, всегда находил общий язык с любыми детьми, пока не перевели его в новую группу в детском садика. Дело в том что до этого он был в группе где дети младше него(2-3,5 года) и перевели его в группу постарше 4-5 лет). В этой группе он никак не может адаптироваться и влится в коллектив, домой приходит с жалобами что «его там обожают старшие ребятки». Посоветуйте пожалуйста, как объяснить сыну, что эти ребятам не старшие, а одногодки, и как ему себя вести чтобы коллектив принял его.

    • Эти вопросы нужно обсуждать с воспитателем, возможно с методистом и заведующей. Опять же вопросы дружбы с мальчиками вполне себе решаются легко, если есть дружба с папой по мужским правилам.

  28. Анжелика:

    Добрый день! в декабре у нас случился рецидив такого вот случая: дочь(4,5 года) опять начала общаться с девочкой в саду, которая учит обзываться, обманывать (или не говорить маме), брать и выкидывать чужое, говорит что папа очень плохой и с ним не надо разговаривать (у этой девочки нет отца и мама и бабушка очень плохо о нем отзываются, говорят что им он и не нужен) и т.д. Эта девочка многих обзывает. Такое уже случалось в сентябре. Моя позиция такова, что я просто запретила с этой девочкой общаться: считаю, что если в жизни встречаются люди с дивиантным поведением, то с ними просто не нужно общаться. И попросила воспитателя не ставить их вместе в игру. Одна воспитатель меня поняла. А другая обвинила во всем меня, сказав, что я хочу закрыть дочь от того, что в жизни может встретиться еще и не раз. Но я ведь не хочу ни кого не от кого закрывать, я же не прошу вывести девочку из сада, да и дочь не забираю. Просто, учу ее если встретиться такой человек просто находить в себе мужество и не общаться с такими людьми. (Дочь со мной дома согласна, что та девочка плохо поступает и мне дома все рассказала). На самом деле хочеться еще много написать про ситуацию, но чтобы не загружать закруглюсь. Подскажите пожалусйта, моя позиция верна в этой ситуации, или как говорит воспитатель, я не должна вмешиваться, т.к. в жизни много еще что будет. Спасибо заранее за ответ.

    • Анжела, тут обе позиции верны, на мой взгляд.

      Что значит — «не ставить в игру»? Другое дело, что воспитатель может обратить внимание на спонтанную детскую игру или сделать замечание агрессивному ребенку.
      Мне кажется, вы несколько преувеличиваете влияние этой девочки на вашу дочь. Но даже если поведение дочери изменилось — для этого есть вы, чтобы исправить.

  29. Ольга Глебова:

    Добрый день! Проблема у нас такая: Полная семья — папа, мама, дочь (5 лет). Была смена района проживания, пришлось менять детский сад. Сонечка родилась в конце ноября, по возрасту подходила в группы (3-4 лет и 4-5 лет). Хотелось попасть в старшую, но мест не было, записали в младшую, с возможностью перевода к старшим (по умственному развитию в старшую группу проходила). В коллектив влилась, год отходила с младшей группой, в сентябре появилось место в старшей, перевели туда. Воспитатели помогали адаптироваться в группе, Соня сразу влилась в мальчишескую компанию, что очень волновало воспитателей. Среди девочек появилась одна подружка, среди мальчиков 3 друга. Мальчишки проявляли заботу и опеку над Сонечкой, и она чувствовала себя в группе всегда хорошо, всегда спешила в сад.
    В последнее время заметили странное поведение дочери в детском саду — слишком стеснительная, может быть даже замкнутая. Ощущение, что ребенок просто боится подойти к другим деткам сама — включиться в игру, ждет пока ее позовут. А ее, возможно из-за скованности детки не зовут к себе в игру.
    Вечером разговариваем с дочерью, всегда делится событиями, но сейчас стала неохотно рассказывать. Когда заболела, была впервые рада, что не идет в сад, но по друзьям скучала. Сейчас говорит, что с ней никто не играет, потому что ее не любят, и деткам с ней скучно. Один из друзей-мальчиков сказала «отлепился» (слово не из Сониного лексикона) от нее, другой друг к ней не подходит, с третьим играет иногда. С подружкой тоже иногда играет. Стала брать с собой резиночки для плетения, и в свободное время плетет браслетики. Ощущение, что это занятие помогает ей справиться с своим стрессом. Хочется понять причину, потому что раньше проблемы не было… И очень хочется помочь доченьке наладить общение с одногрупниками, вернуть веселое настроение. Извините, что так много, просто для понимания проблемы хотелось описать побольше. Помогите, пожалуйста советом, как мы — родители можем помочь нашей доченьке. С уважением, Ольга Глебова

    • Думаю, что она принесла способы общения из младшей группы в старшую… Просто перепрыгнула на целый год и то, что созревало у других детей все это время, у нее — увы… не появилось. В том числе и потому, что навыки сюжетной игры не с кем было развивать. Кроме этого, ваш стремительный переход лишил ее и года занятий в средней группе… а там было много полезных вещей.
      Да, с ней понянчились в группе, а потом эта игра для детей стала не интересна.
      У меня вопрос о том, а как воспитатель помогает интегрироваться ребенку в детскую игру? Адаптация — это ведь не только навыки еды и гигиены…

  30. Татьяна:

    Здравствуйте ! Моей дочке 3,5 года,две недели назад мы лежали в больнице, после того как нас выписали у нее начались истерики по любому поводу. Никакие уговоры и крики не помогают истерит так что голова кругом! В садик пока ходить нельзя так как еще не окрепла. Подскажите как реагировать на истерики. Спасибо.

  31. Max Kuzmin:

    Здравствуйте! Внучке 4 года. Контактная, веселая, цепкая память, смелая в быту. Отказывается рассказывать стихи на праздниках(Новый год, 8 марта). Причем помнит и рассказывает даже стихи других детей и в садике и дома. Свой стишок тоже рассказывает и дома и в садике. Но как только наступает праздник — отказывается выходить на середину зала и последний раз сказала — Я стесняюсь. При этом танцует со всеми детьми и поет. О садике отзывается хорошо. Вопрос про причины и как быть.
    Несколько факторов:
    1. Последний год ходит в новый садик где дети в группе старше ее примерно на год.
    2. Не очень четкая дикция
    3. Я(дедушка) часто играю с ней по методу куклотерапии, и она иногда звонит и говорит позови к телефону мышку или, к примеру, гномика. И я говорю с ней от их имени. Такая игра. Может не надо этого делать вообще( одушевлять кукол)
    4.В 4 года я сам забыл стихи на новогоднем вечере и у меня всю жизнь страх перед публичными выступлениями. И вообще по жизни я наверное застенчив и интроверт.
    5. Дочь(ее мама) смелая и общительная.
    7. Внучка живет в неполной семье
    Спасибо.

    • Я в общем — не вижу проблемы. Ну не рассказывает стихи в 4 года на утреннике… И что? 🙂
      Почему плохо быть скромной или «тихоней», или застенчивой?

      Впрочем, слишком вычурная застенчивость на публике или на занятиях бывает у детей, которым слишком много уделяют внимания дома, ими постоянно восхищаются, любуются. Мама млеет, что бы ребенок не сделал… Вот в этом случае — да… это проблема.

  32. Катерина:

    Здравствуйте! Дочке 3,5 года. Уже полгода ходит в садик. Проблема в том, что она там ни с кем не разговаривает: ни с детьми, ни с воспитателями.
    Воспитатели говорят, что она может, в лучшем случае, кивнуть или что-то прошептать. Но она все понимает, делает, что говорят. Дома она много разговаривает, речь хорошая у нее, когда к нам гости приходят, сначала стесняется, но потом начинает общаться. Детей других правда не любит, на площадке всегда в сторонке играет, подойти не уговоришь.
    Про сад очень не любит говорить. Но иногда говорит, что там скучно, а разговаривать она не хочет. Как-то сказала, что она боится, правда чего так и не ответила. Говорит, что ее никто не обижает. Идет в садик всегда с нытьем. Она в группе одна из самых младших, может в этом проблема, но есть и ровесники. Воспитатели вроде хорошие.
    Подскажите, как помочь ей. Спасибо.

    • Катя, как правило, такое подчеркнутое избегание общения с детьми и взрослыми бывает у детей, которых в семье излишне боготворят, чрезмерно умиляются ими и т.п.
      Выход: психологическое отделение мамы и ребенка, здоровые социальные границы в семье.

  33. Екатерина:

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста-часто ли дети с 4-5 лет сочиняют,обманывают?Дочка рассказала про свою воспитательницу,что та,мол её сильно ударила ладошкой лоб,дочке,по её словам,стало очень -очень больно,потом воспитательница посадила мою дочь за стол и та долго плакала.После такого рассказа мы поинтересовались за что воспитатель ударила тебя?Дочь ответила-за хулиганство.Воспитатель говорит,что ничего подобного не было!!!! На следующий день дочка уже говорит нам,что её никто не обижает и не бьёт и не бил никогда…кому верить??? (хочу заметить-при виде этого воспитателя некоторые дети не заходят в группу,а один мальчик-тот вообще писиется-его папа даже отдельно разговаривал с ней на эту тему.и ещё-эта воспитательница почему-то имеет личную неприязнь ко мне,отслеживает мои некоторые действия,к примеру,-до скольки я сижу вконтакте…).вот возникает вопрос-верить ли дочке??или она сочиняет?может её запугали?

    • Я знаю детей в этом возрасте, которые знают как произвести впечатление на родителей и какую историю рассказать. Особенно если родители сами провоцируют такие фантазии.

  34. Наталья:

    Моей дочке 3,3 года, сыну 10 месяцев. С малышом по-детски «ласкова» и играет как с куклой, порой. Девочка активная, на площадке играет со всеми детками. Но она с ними не разговаривает. Все происходит молча. Ее по имени знают все детки и взрослые. Многие ей рады и бегут с ней играть. Совсем недавно начала толкаться. Бывает толкаться начинает в пылу игры. Бывает так: Рисовала на асфальте. Подошел малыш помладше и пытался влезть в ее баночку с мелками. Она ее отодвинула раза три, а он настаивал (он всегда настойчиво требует то чего ему хочется, бывает и истерику закатывает). В четвертый раз дочь его толкнула.
    А еще так: На переполненной детками площадке вбегает в паровозик и отталкивает девочку у руля. Несколько секунд играет. Затем появляется маленький мальчик который, в свою очередь, претендует на руль. Пару секунд Этель наблюдает, затем отталкивает.
    Иной раз вижу что толкается в ответ на нарушение личного пространства, иногда заигрывается. Но далеко не всегда могу понять причину. Также не знаю как себя вести правильно в подобных ситуациях по отношению к дочери. Как вы понимаете, абсолютное большинство матерей на нас смотрят не просто косо, но и зло, порой. Хотелось бы разобраться.
    И почему же она не разговаривает с детьми, а только со взрослыми?

    И вот еще какой нюанс. Ее нельзя заставить делать то, чего она не хочет. Ругаться, шантажировать, уговаривать бесполезно. Вариант заинтересовать, но как заинтересовать 3х летнего ребенка в дневном сне? Вопросище.

    • В дневном сне, Наташа, не заинтересовывают, а «принуждают». Укладывают спать, ограничивают активность и раздражители, поют песенки или просто удерживают в постели. И так 10 раз по расписанию. Дальше будет проще. 🙂
      А вообще — в детский сад пора.

Комментарии запрещены.