Дислексия — трудности чтения


О причинах дислексии и уровне интеллекта

Частичные трудности в формировании навыка чтения или полную неспособность к чтению принято называть дислексией (алексией). К причинам, в связи с которыми она возникает, относятся травмы, болезни сосудов, гормональный фон женщины, влияющий на плод во время беременности, наследственные особенности мозга. Нередко можно наблюдать нарушение чтения в разных поколениях семьи, у родственников ближних и дальних.

Причины дислексии - особенности работы различных отделов мозга
Причины дислексии — особенности работы различных отделов мозга

Так, в частности, одной из гипотез является чрезмерная «маскулинизация мозга» (маскулинный=мужской). У женщин отличия в работе левого и правого полушария выражены менее отчетливо, чем у мужчин, у которых левое – больше речевое, а правое – больше пространственное. Действительно, можно наблюдать некоторые случаи, в том числе и у взрослых людей, когда они прекрасно разбираются в чертежах, демонстрируют яркие технические и математические способности, но при этом с трудом и неохотно читают.

Другими словами, дислексия – это не вопрос умственной отсталости. Интеллект в этом случае может быть достаточно высоким или даже выдающимся. Как, к примеру, у А. Энштейна, известного в том числе и выраженной дислексией в начальной школе, или у Леонардо да Винчи.

Раннее обучение чтению вредно

Виды дислексии и ее проявления

Устойчивые трудности в чтении могут проявляться самым разным образом. В первую очередь это отсутствие обобщенного образа буквы. Зная основные признаки букв А или М, мы узнаем их в любом искаженном или перевернутом виде, даже если эти буквы наложены друг на друга или перечеркнуты линией. Известные интернетовские проверялки «введите символы в окошко» как раз обращаются к этой особенности восприятия.

Но при этом нужно, чтобы буква была не просто рисунком, а превратилась в обобщенный символ, после многократной тренировки в чтении. В этом случае узнавание происходит мгновенно, автоматически. Другими словами, навык распознавания конкретной буквы автоматизируется. Но вот если наблюдается нарушение зрительного или пространственного восприятия, то ребенок не может точно запомнить, как выглядит и как называется эта буква. Тогда чтение долго остается медленным, если вообще возможным. Или другой вариант: буквы запоминаются и отдельно называются, но не связываются в слоги и слова. Все перечисленное относится к оптическим формам дислексии (оптической, оптико-пространственной, оптико-мнестической).

Другая группа нарушений чтения связана с различными речевыми проблемами (сенсорная, эфферентно-моторная, афферентно-моторная): плохое различение близких фонем (б-п, д-т, з-с); перестановки букв и слогов; навязчивое повторение уже прочитанного слога или слова; плохое различение звуков близких по артикуляции, работе губ и языка (б-м-п, д-н-т). В этом случае возникают замены букв, «словесная окрошка» и, естественно, трудности в понимании смысла прочитанного.

Еще два вида нарушения чтения относятся к осмыслению и пониманию текста (акустико-мнестическая и т.н. «лобный синдром»), но в одном случае затруднения связаны с невозможностью запомнить все слова в предложении, чтобы точно передать его смысл, а другом – причина в общих процессах саморегуляции (концентрация внимания, мотивы, контроль за деятельностью) и мышления (способность к обобщению).

Практически все виды нарушения чтения могут привести к формированию «угадывающего чтения»: когда слово не прочитывается до конца правильно и заменяется на первый «схожий» вариант. Надо сказать, что если ребенок еще и склонен пофантазировать, то при пересказе текста воображение может завести очень далеко.

Также следует заметить, что процесс чтения связан с активным движением глаз: они все время то забегают вперед, то возвращаются назад вдоль строки. Если по какой-то причине движения затруднены, тогда и чтение будет очень напряженным событием. Такого рода «торможение» глаз может быть связано с подкорково-стволовыми отделами, которые отвечают за плавность и достаточность энергии для работы мозга, а также управляют базовыми рефлексами.

 

Коррекция дислексии у детей

Формы дислексии, которые здесь описаны, выражают позицию Московской школы нейропсихологии (А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова). Хотя есть и другие способы классификации, к примеру, в отечественной логопедии видов нарушения чтения выделяют меньше. Первые же варианты систематизации трудностей чтения появились больше ста лет назад.

Базовым методом коррекции является восстановление работы различных отделов мозга, отвечающих за тонус, за разные формы восприятия, за контроль. Иногда, для того чтобы в тупиковой ситуации появились сдвиги, достаточно десяти занятий общей «энергетической» направленности, тогда на фоне оптимального тонуса заметно улучшаются речевые процессы. А через один-два месяца (или сразу) начинают формироваться новые адекватные интеллектуальные навыки в счете, письме, чтении.

Для оптических форм дисграфии важно в начале стимулировать работу правого пространственного полушария и связи между левой и правой половинками мозга (мозолистое тело и др). Поэтому полезно будет ползание разными способами на животе и четвереньках. Кроме того, на следующем этапе начинают работать с образом и пространственной организацией рисунка буквы: лепят ее из пластилина, вырезают из бумаги, угадывают на ощупь. Для автоматизации буквы подключают все формы восприятия: зрительное (цвет, форма, величина), кинестетическое (кожное и др.), слуховое.

При нарушении тонкой чувствительности губ и языка полезными будут массаж и контрастный душ, для того чтобы стимулировать активность участков мозга, связанных с «кожным» восприятием. Эти же приемы прекрасно «энергетизируют».

Если есть устойчивый и крайне непродуктивный навык угадывающего чтения, то для его разрушения используют т.н. «рамку»: лист с прорезью размером  в одну букву, слог, слово. Этим листом закрывают страницу и читают строго побуквенно сначала, а затем увеличивают размер окошка.

***

Таким образом, корректировать трудности в чтении нужно, обеспечивая слаженную работу всех отделов мозга, активно подключая тело или т.н. сенсомоторный уровень. Поэтому просто логопедических приемов работы бывает недостаточно, так как это один из последующих этапов, а есть еще базовые начальные. Иногда восстановления только сенсомоторного базиса достаточно для того, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Уважаемые коллеги (а также рерайтеры, педагоги, мамы «Вконтактах»), я не разрешаю копировать мой текст и публиковать его на ваших страницах в соцсетях, сайтах, в печатных изданиях. Подробнее — об авторских правах.

Ольга Исаенко,

детский психолог,

кандидат психологических наук

 

 

Наши группы «ВКонтакте»:

Ниже в окошке «добавить комментарий»

вы можете задать вопрос детскому психологу.

 

Другие статьи по детской нейропсихологии:

1. Читать или не читать

2. О математике в 3 года и позже

3. Сорока-ворона… (о развитии детской речи).

Один ответ на “Дислексия — трудности чтения

Add yours

  1. Добрый день. Меня беспокоит следующая проблема. Сыну 10 лет, 4-й класс. Очень плохо читает. 52 слова в минуту. Речь очень грамотная, фразы построены правильно. Лексика богатая. По просчитанному или на заданную тему делает хороший анализ и грамотные рассуждения. Это отмечает и учитель и школьный психолог. Но чтение… Мешает и на математике: некачественное чтение приводит к ошибочным расчетам, например. Я читаю очень много и быстро. Он это видит. Рассказывают интересные истории и начинаю читать, увлекся его. Не помогает. Для него это тяжкий труд и очень утомительный. До 3-го класса не выговаривал ‘Р’. Логопед все поставил. Как справится с этой ситуацией? Учитель говорит, что поезд ушел…

    1. Можно протолкнуть ситуацию методами нейропсихологической коррекции, йогой… катанием на качелях, опытом экстремальных прыжков… Всем, что стимулирует активность подкорково-стволовых отделов.
      Есть и другие причины нарушения чтения, все это описано в статье.
      Возможно, полностью не получится автоматизировать процесс чтения, но сдвинуть ситуацию еще можно.

  2. Здравствуйте! Меня очень волнует вопрос по-поводу решения проблемы изучения нотной грамоты у детей с дислексией. Я- педагог по классу скрипки и ко мне часто приходят очень способные дети младшего школьного возраста у которых прекрасный слух и память, но огромные проблемы с определением печатных нот и знаков.Старые догмы и методы зубрежки, естественно , мною не рассматриваются в принципе. Но как можно помочь ребенку чтобы он любил и продолжал заниматься музыкой , а не бросил инструмент из-за трудностей связанных с чтением нот?

    1. Я не уверена, что это форма дислексии. Возможно, нарушение пространственного восприятия… Опять же, как я понимаю в скрипичной партии речь не идет о трех-, четырехзначных аккордах…
      С моей точки зрения — не важно, как вы выработаете автоматизмы нотного чтения. Почему бы и не старые догмы?

  3. Здравствуйте! У меня та же проблема, я преподаю класс фортепиано. Один мой ученик прекрасно играет, но только тогда выучит пьесу наизусть. От него можно добиться выразительности, точной фразировки и правильной интонации. На отчетных концертах он срывает овации. Очень арстичтичный! Но как дела касаеться чтения нот с листа….. ему 10 лет, занимаюсь с ним уже третий год. И он до сих пор не может запомнить, где пишуться ноты, Он все повторяет с рук, я ему играю и он переигрывает эту мелодию идеально. А ставлю партитуру и он с трудом ее читает. Это тоже признак дислекции? Он не понимает , к примеру, ноты идут вверх от ДО к Соль . Это видно графически, А ученик играет вниз. Он не может запомнить логическую схему построения тональностей. Все что имеет отношение к теории музыки и чтению с листа…….это катастрофа!

    1. Да уж… Думаю, есть проблемы с развитием пространственного восприятия. Довольно серьезные, в то же время почему-то инотонационный слух не нарушен.
      Ему нужно больше двигаться, и еще делать массаж всего тела… Было бы хорошо пройти несколько курсов массажа… Сначала научиться ориентироваться во внешнем пространстве, а потом на листе бумаги.

Задать вопрос детскому психологу (или добавить комментарий)

Блог на WordPress.com.

Вверх ↑