Детская группа и детский лагерь

Любой детский отряд – это группа, которая развивается в рамках небольшого отрезка времени, проходя стадию за стадией. Это означает, что ребенок, погружаясь с головой в лагерную жизнь, проходит целый ряд социальных испытаний и кризисов. Чаще всего в отряд распределяются дети одного возраста (моновозрастной), но встречаются и становятся все более популярными отряды «семейного» типа (разновозрастные) с детьми от 6 до 16 лет. Немного подробнее о каждом из этих типов.

Отряд с детьми одного возраста

Чем-то напоминает школьный класс, но здесь дети, как правило, не знают друг друга. Они формируют социальные связи, во-первых – с «нуля», во-вторых – самостоятельно, без поддержки семьи. Для многих детей – это может быть новый опыт общения и самоутверждения в группе.

Первые 4-5 дней жизни в лагере посвящены адаптации или ориентации, дальше происходит расслоение и формируются микрогруппы, выделяются лидеры и «отверженные», начинается «раздел территории», возникают конфликты. От вожатого в этот период требуются навыки перевода конфликтов в конструктивное русло так, чтобы отряд не застрял в зоне враждебности, а перешел на стадию доверия, сплоченности, эмоциональной привязанности. Именно этот опыт и формирует чувство «Мы», оставляя самые лучшие и яркие воспоминания о лагере.

Ну и еще важно, что все эти изменения происходят на фоне каких-то событий (лагерные праздники и подготовка к ним, соревнования между отрядами). Другими словами, дети в лагере не только питаются, валяются на пляже и спят. Они включены в продуктивную деятельность: игровую, соревновательную, творческую. Надо сказать, что чувство соперничества между детьми бывает довольно сильным мотивом для  позитивных изменений, а умелая манипуляция этими событиями вожатым ( или воспитателем) просто творит «чудеса».

Отряд в детском лагере
Отряд в детском лагере

Разновозрастной отряд

Такие отряды называют еще «семейными», потому что там находятся дети разного возраста. Здесь, как правило, не бывает острого соперничества и конфликтов, но и собрать эту группу в нечто «единое и целое» гораздо сложнее. Поэтому от вожатого требуются более тонкие педагогические навыки. Принцип работы тот же – любая продуктивная совместная деятельность, но здесь формируется другая социально-ролевая система: младшие подчиняются старшим, а старшие заботятся о младших.

Почему это работает? Говорят, что дети в воспитательной роли более требовательны, чем взрослые, а это значит, что они не будут потакать капризам самым маленьких участников. С другой стороны, для многих подростков, которые выросли в семье единственным ребенком, такая отрядная жизнь будет первым опытом заботы и ответственности о ком-то еще, когда ты на самом деле уже «большой».

Для справки – именно принцип разновозрастных отрядов использовал А.С. Макаренко при работе с беспризорниками. А еще любопытно, что в элитных английский школах жизнь детей организована по такому же типу.

Управление детской группой

Количество детей в отряде 20-25 человек, а управляет этой группой 2-3 взрослых. Такая организация, во-первых, отвечает ряду санитарных норм (не должно быть высокой скученности в жилых помещениях, доступность туалетов и других гигиенических зон). Во-вторых, все дети находятся  в поле зрения взрослых. Кроме того, группа достаточно большая, для того чтобы получить и новый социальный опыт, и провести смену в эмоционально насыщенной среде.

И вот – смена завершилась. Если испытания благополучно пройдены, ребенок – младший школьник или подросток – становится немного взрослее: самостоятельным, устойчивым к социальным стрессам, коммуникабельным. Для одного взрослость  – «это чистить зубы каждое утро без напоминания», для другого – «уметь конструктивно распоряжаться небольшой суммой денег», для третьего – «принимать решения и отвечать за себя и свой выбор».

Ольга Исаенко,

детский психолог,

кандидат психологических наук

 

 

Задать вопрос детскому психологу (или добавить комментарий)

Блог на WordPress.com.

Вверх ↑