В наше время не нужно никого убеждать разговорами о пользе йогической практики даже на каком-то элементарном уровне. Но вот почему это полезно для детского развития, сказано не так уж много. Чем-то ведь отличаются занятия в йога-классе от посещений спортивной секции или танцевальной студии. Поэтому обозначим несколько идей на этот счет с позиции детской психологии, а особенно – детской нейропсихологии.
Интернет-занятия «Гимнастика для мозга»
Самоконтроль
Начнем с вопросов саморегуляции. Это довольно сложное событие, которое включает в себя организацию собственных желаний (мотивов, потребностей, интересов), способность планировать любой маленький кусочек своей жизни, волю и опыт преодоления трудностей. На уровне детского мозга все эти качества связаны с развитием лобных отделов: сначала моторная регуляция (управление движениями своего тела), затем элементарные программы (объединение движений в некоторую последовательность), на последнем этапе программирование и контроль своей деятельности (тесно связаны с развитием речи). Эти отделы завершают свое развитие довольно поздно (в 12-15 лет), особенно у мальчиков.
Ну теперь, собственно, понятно, почему владение своим телом лежит в основе самоконтроля, и в этом смысле йога полезна как и любые другие формы двигательной активности ребенка: обычные уличные игры, езда на велосипеде и лазание по деревьям. И кроме того, йога благодаря воздействию на подкорковые энергетические центры мозга, обеспечивает их оптимальный тонус и подпитку тех самых лобных отделов, в которые энергия поступает в последнюю очередь.
Энергетический тонус
Высокий уровень энергии означает в первую очередь стабильность. Если ребенок вялый, апатичный, ленивый, то понятно, что его нужно тонизировать. Но вот если дети слишком суетливые, беспокойные, неспособные долгое время удерживать себя на одном месте и в одной ситуации, то тогда это тоже энергетическая проблема. И их также нужно тонизировать: делать энергию тела и мозга более плавной и регулируемой.
В йоге есть несколько способов работы в этом направлении. В первую очередь –дыхание: контроль и увеличение дыхательной пропорции довольно быстро приводит к стабильности в поведении. Ребенок меньше капризничает, лучше спит, просыпается ночью, если ему нужно в туалет. Заметно улучшаются разные свойства речи.
Кроме того, выполнение некоторых асан (позиций тела) дает дополнительное приятное чувство покоя и стабильности в теле. Например, поза змеи или различные варианты наклонов тела влево/вправо/вперед. Также очень полезны глазодвигательные упражнения.
На фоне достаточно высокого уровня энергии и самоконтроля появляется осознанный, глубокий, концентрированный взгляд (в противоположность размытому и туповатому).
Антистрессовая гимнастика
Последнее время стали популярными идеи некоторых американских кинезиологов. К примеру, о том, как полезно растягивать пяточное сухожилие в качестве антистрессового средства и способа улучшения речи и коммуникации. Те люди, у которых есть хотя бы небольшой опыт хатха-йоги, знают, что едва ли не половина асан предполагает жесткое натягивание задней поверхности ноги и носка «на себя». И да, действительно, это приносит хорошее чувство тела и какое-то внутреннее умиротворение.
Надо сказать, что занятия спортивной гимнастикой в 5-7 лет не обязательно приведут к такому же результату. Известны случаи, когда дети сильно истощались после тренировок, и спорт пришлось оставить, несмотря на хорошие способности и перспективы.
Я могу подтвердить результатами из собственного профессионального опыта: возможен быстрый прогресс в речевом развитии у детей 6-8 лет, когда речь просто «расцветает» уже через несколько встреч. В план такой коррекции входят, в том числе, несколько классических асан, глазодвигательные и дыхательные упражнения.
Детский интеллект и речь
Для полноценного развития мышления, ощущений, речи, памяти, внимания важно естественное неускоренное развитие различных отделов мозга. А для этого нужны: энергия, полноценный опыт для всех органов чувств (зрение, слух, прикосновение), двигательная активность, пространственное восприятие, связь между левым и правым полушарием (перекрестные и односторонние движения). Все это может предоставить занятие по йоге для детей.
Единственное, на что важно еще обратить внимание: йога – это все же обучение, а не развлечение. Там не всегда может быть увлекательно и интересно так же, как и при покорении любых других жизненных вершин.
Господа йоги, эзотерики, философы, если вы хотите скопировать/украсть мой текст и опубликовать его на ваших страницах в соцсетях или сайтах, ТО сначала познакомьтесь с информацией об авторских правах.
Ольга Исаенко, психолог-консультант, нейропсихолог, кандидат психологических наук
- Оформить заявку на интернет-занятия для родителей
- Пошаговое сопровождение родителей — консультация по скайпу
- Посмотреть видео-запись выступления детского психолога
Другие статьи по теме детское развитие, сенсорная интеграция, детский мозг:
«О математике в три года и позже»
«Сорока-ворона, или зачем двигать пальчиками»
Замечательная статья! Благодарю Вас!
Заходите еще :-).
Ольга, я понимаю, что это авторские знания, но не могли бы поделиться «планом коррекции» для развития речи (ссылочку или перечень упражнений). Ребенку скоро семь. Очень нужно! Спасибо!!!
Упражнениями я делюсь в рамках интернет-занятий для родителей. Вам, вероятно, подойдет курс «Мышление и речь от 2 до 6», а также «Гимнастика для мозга»… Перечень программ есть на этой странице: https://psychologyofchildren.wordpress.com/2014/01/28/%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D1%85-%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B3%D0%BE-%D0%B8-%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B5/
Благодарю за компетентное объяснение благотворного воздействия йоги на детский организм! Здорово!