«Сорока-ворона», или Зачем двигать пальчиками

 

Вашему ребенку 3 года, а он еще не говорит? Совсем не говорит: ни одного слова,  пусть искаженного, уменьшенного до 1-2 слогов? При этом он «все понимает», «выразительно смотрит» на вас, эмоционально откликается, играет с вами…

Что делать? – Оставить все как есть или обращаться к специалисту? К какому: логопеду, невропатологу, психологу, психоневрологу?

Для начала – поговорим о нормах развития речи. Да, есть такие ориентиры: они созданы много лет назад, и подробную информацию можно найти в программах для детского сада. Давайте с ними познакомимся.

«Если ребенок плохо говорит …» — мастер-класс 

Как развивается активная речь ребенка

От 4-5 месяцев до 1 года: гуление, отдельные слоги, подражание интонациям взрослого, первые простые слова (ав-ав, бай-бай, мама, папа, баба и т.п.).

От 1 года до 1,5 лет: 20-30 слов, подражание словам, первые предложения из двух слов.

От 1,5 лет до 2 лет: резкий скачок в развитии речи к двум годам, называние действий, предметов, частей тела, фразы из 2-3 слов, вопросы.

От 2 до 3 лет: увеличение словаря в течение года до 1000-1200 слов (в основном глаголы и существительные, немного прилагательных и наречий), несложные фразы из 2-3 слов, вопросительные слова и предлоги, согласование слов в предложении (прошедшее, будущее время и лицо глаголов (я хочу, ты хочешь)).

От 3  до 4 лет: названия предметов и их качества (гладкий, пушистый), обобщающие слова (мебель, одежда), домашние животные и их детеныши, овощи и фрукты, согласование слов (род, число, падеж), единственное и множественное число, речевое обращение  к другим людям, диалог.

Пальчиковые игры. Детская нейропсихология
Народные пальчиковые игры полезны для развития речевых зон мозга

Почему речь у ребенка запаздывает

Можно назвать несколько причин того, почему ребенок в три года еще не говорит: артикуляционные, нейропсихологические, социальные.

Первая причина. Неправильно работают язык, губы, лицевые мышцы, небо. Как об этом узнать: не было гуления и лепета в 4-6 месяцев, ребенок не умеет жевать и давится твердой пищей, рот часто открыт, слюна на подбородке. Все эти признаки могут проявляться в компании с излишней возбудимостью, эмоциональной нестабильностью. В этом случае точно не идет на пользу длительное грудное вскармливание, так как движения языка, губ, челюсти не развиваются.

Вторая причина. Неправильно работают определенные отделы мозга. Для того чтобы центры речи заработали в левом полушарии, нужны энергия (подкорковые и стволовые отделы), правильная работа правого полушария, которое включает речевое левое, и связи между левой и правой половинками. Кроме того, нужно, чтобы мозг умело управлял движениями лицевых мышц, языка и «чувствовал» эти тонкие изменения.

Другими словами, практически все отделы мозга обеспечивают речевую активность, поэтому все они важны, и в развитии ребенка не должна быть пропущена ни одна стадия. Он должен уметь хорошо двигаться для своего возраста: ползать, ходить на четвереньках, бегать, прыгать на одной или двух ногах. Должна быть хорошая чувствительность кожи, поэтому важно, чтобы малыш своим телом чувствовал разные поверхности: твердые и мягкие, гладкие и шероховатые, теплые и холодные… мокрые и сухие… да-да (!), мокрые штанишки очень полезны, а «памперсы все время» – нет. Очень важно, чтобы у ребенка двигались пальчики на руках (это стимулирует и двигательную кору, и речевые центры). Есть такое правило: «Если малыш в 2-3 года двигает пальчиками – это говорящий ребенок». А вот если пальцы руки плохо двигаются и чувствуются  в 5-6 лет, то это серьезная проблема даже на фоне внешней «успешности»: умеет читать, хорошо считает.

Третья причина. Речь ребенка не востребована внешним окружением. И мы не обязательно говорим о какой-то обедненной заботой ситуации. Бывает наоборот: ребенка слишком опекают, угадывают все желания, боятся его огорчить, выполняются все капризы… Ему не нужно напрягаться, сердиться, тонизироваться, чтобы сказать слово или точно выразить свою потребность… Поэтому такие дети, попадая в детский сад, быстро начинают говорить: воспитатель на капризы не реагирует и можно подражать говорящим ровесникам.

Что делать, если ребенок еще не говорит

Получить медицинскую консультацию хотя бы у детского невропатолога, а лучше у психоневролога. Возможно, стоит стимулировать работу мозга с помощью различных препаратов. Их сейчас довольно много используется.

  1. Обратиться за немедицинской консультацией: к логопеду, к нейропсихологу или просто к детскому психологу.  Лучше, если психолог проведет семейную консультацию, приехав к вам домой, понаблюдав за отношениями матери и ребенка, включенностью отца в семейную ситуацию и т.п. Это всегда очень продуктивная встреча.
  2. Развивать различные движения: руки, ноги, тело. Можно использовать упражнения, которые описаны в программе для детского сада.
  3. Стимулировать развитие кожной (тактильной) чувствительности: ползание, бегание голышом, ванны, контрастный душ, обтирания жесткой рукавичкой, массаж и т.п. И снимите наконец «памперсы»!
  4. Тренировать мелкую моторику руки: народные считалки «Сорока-ворона», упражнения по методике Монтессори, застегивание пуговиц, лепка (работа с глиной, тестом).
  5. Не увлекаться «ранним развитием»: всегда чревато сюрпризами. Поэтому, к примеру, в свое время дайте малышу возможность поползать и самому стать на ноги, без «ходунков». Если не ползал в 7-8 месяцев — значит, ползаем сейчас.
  6. Отдать ребенка в детский сад: обычный, государственный, с нормальными социальными границами и статусом воспитателя.

Другими словами, хороши все классические, «бабушкины» методы воспитания: начиная со считалок и заканчивая приемами приучения ребенка к горшку в 7-8 месяцев. Увлечение «современными» методами ухода и воспитания формирует глубоко скрытые дефекты развития, один из которых – позднее появление речи.

Уважаемые коллеги (а также рерайтеры, педагоги, мамы «Вконтактах»), я не разрешаю копировать мой текст и публиковать его на ваших страницах в соцсетях или сайтах, в печатных изданиях. Подробнее — об авторских правах.

Ольга Исаенко, психолог-консультант, нейропсихолог, кандидат психологических наук

Виджет ВК РдР шир2

Детский психолог в ФБ

Другие статьи по детской нейропсихологии:

 

Ниже в окошке «добавить комментарий»

вы можете задать вопрос детскому психологу.