«Сорока-ворона», или Зачем двигать пальчиками
Вашему ребенку 3 года, а он еще не говорит? Совсем не говорит: ни одного слова, пусть искаженного, уменьшенного до 1-2 слогов? При этом он «все понимает», «выразительно смотрит» на вас, эмоционально откликается, играет с вами…
Что делать? – Оставить все как есть или обращаться к специалисту? К какому: логопеду, невропатологу, психологу, психоневрологу?
Для начала – поговорим о нормах развития речи. Да, есть такие ориентиры: они созданы много лет назад, и подробную информацию можно найти в программах для детского сада. Давайте с ними познакомимся.
«Если ребенок плохо говорит …» — мастер-класс
Как развивается активная речь ребенка
От 4-5 месяцев до 1 года: гуление, отдельные слоги, подражание интонациям взрослого, первые простые слова (ав-ав, бай-бай, мама, папа, баба и т.п.).
От 1 года до 1,5 лет: 20-30 слов, подражание словам, первые предложения из двух слов.
От 1,5 лет до 2 лет: резкий скачок в развитии речи к двум годам, называние действий, предметов, частей тела, фразы из 2-3 слов, вопросы.
От 2 до 3 лет: увеличение словаря в течение года до 1000-1200 слов (в основном глаголы и существительные, немного прилагательных и наречий), несложные фразы из 2-3 слов, вопросительные слова и предлоги, согласование слов в предложении (прошедшее, будущее время и лицо глаголов (я хочу, ты хочешь)).
От 3 до 4 лет: названия предметов и их качества (гладкий, пушистый), обобщающие слова (мебель, одежда), домашние животные и их детеныши, овощи и фрукты, согласование слов (род, число, падеж), единственное и множественное число, речевое обращение к другим людям, диалог.
Почему речь у ребенка запаздывает
Можно назвать несколько причин того, почему ребенок в три года еще не говорит: артикуляционные, нейропсихологические, социальные.
Первая причина. Неправильно работают язык, губы, лицевые мышцы, небо. Как об этом узнать: не было гуления и лепета в 4-6 месяцев, ребенок не умеет жевать и давится твердой пищей, рот часто открыт, слюна на подбородке. Все эти признаки могут проявляться в компании с излишней возбудимостью, эмоциональной нестабильностью. В этом случае точно не идет на пользу длительное грудное вскармливание, так как движения языка, губ, челюсти не развиваются.
Вторая причина. Неправильно работают определенные отделы мозга. Для того чтобы центры речи заработали в левом полушарии, нужны энергия (подкорковые и стволовые отделы), правильная работа правого полушария, которое включает речевое левое, и связи между левой и правой половинками. Кроме того, нужно, чтобы мозг умело управлял движениями лицевых мышц, языка и «чувствовал» эти тонкие изменения.
Другими словами, практически все отделы мозга обеспечивают речевую активность, поэтому все они важны, и в развитии ребенка не должна быть пропущена ни одна стадия. Он должен уметь хорошо двигаться для своего возраста: ползать, ходить на четвереньках, бегать, прыгать на одной или двух ногах. Должна быть хорошая чувствительность кожи, поэтому важно, чтобы малыш своим телом чувствовал разные поверхности: твердые и мягкие, гладкие и шероховатые, теплые и холодные… мокрые и сухие… да-да (!), мокрые штанишки очень полезны, а «памперсы все время» – нет. Очень важно, чтобы у ребенка двигались пальчики на руках (это стимулирует и двигательную кору, и речевые центры). Есть такое правило: «Если малыш в 2-3 года двигает пальчиками – это говорящий ребенок». А вот если пальцы руки плохо двигаются и чувствуются в 5-6 лет, то это серьезная проблема даже на фоне внешней «успешности»: умеет читать, хорошо считает.
Третья причина. Речь ребенка не востребована внешним окружением. И мы не обязательно говорим о какой-то обедненной заботой ситуации. Бывает наоборот: ребенка слишком опекают, угадывают все желания, боятся его огорчить, выполняются все капризы… Ему не нужно напрягаться, сердиться, тонизироваться, чтобы сказать слово или точно выразить свою потребность… Поэтому такие дети, попадая в детский сад, быстро начинают говорить: воспитатель на капризы не реагирует и можно подражать говорящим ровесникам.
Что делать, если ребенок еще не говорит
Получить медицинскую консультацию хотя бы у детского невропатолога, а лучше у психоневролога. Возможно, стоит стимулировать работу мозга с помощью различных препаратов. Их сейчас довольно много используется.
- Обратиться за немедицинской консультацией: к логопеду, к нейропсихологу или просто к детскому психологу. Лучше, если психолог проведет семейную консультацию, приехав к вам домой, понаблюдав за отношениями матери и ребенка, включенностью отца в семейную ситуацию и т.п. Это всегда очень продуктивная встреча.
- Развивать различные движения: руки, ноги, тело. Можно использовать упражнения, которые описаны в программе для детского сада.
- Стимулировать развитие кожной (тактильной) чувствительности: ползание, бегание голышом, ванны, контрастный душ, обтирания жесткой рукавичкой, массаж и т.п. И снимите наконец «памперсы»!
- Тренировать мелкую моторику руки: народные считалки «Сорока-ворона», упражнения по методике Монтессори, застегивание пуговиц, лепка (работа с глиной, тестом).
- Не увлекаться «ранним развитием»: всегда чревато сюрпризами. Поэтому, к примеру, в свое время дайте малышу возможность поползать и самому стать на ноги, без «ходунков». Если не ползал в 7-8 месяцев — значит, ползаем сейчас.
- Отдать ребенка в детский сад: обычный, государственный, с нормальными социальными границами и статусом воспитателя.
Другими словами, хороши все классические, «бабушкины» методы воспитания: начиная со считалок и заканчивая приемами приучения ребенка к горшку в 7-8 месяцев. Увлечение «современными» методами ухода и воспитания формирует глубоко скрытые дефекты развития, один из которых – позднее появление речи.
Уважаемые коллеги (а также рерайтеры, педагоги, мамы «Вконтактах»), я не разрешаю копировать мой текст и публиковать его на ваших страницах в соцсетях или сайтах, в печатных изданиях. Подробнее — об авторских правах.
Ольга Исаенко, психолог-консультант, нейропсихолог, кандидат психологических наук
Другие статьи по детской нейропсихологии:
Здравствуйте, Уважаемая Ольга!
Ребенку 2,2 говорит мало — мама, папа, баба, дом, дым, биби и т.п. Но по слогам может повторять много слов. Первые слова были еще где-то в 9 месяцев: мама, юбю (люблю) и т.п.
Читаем книги, стихи, считалки и скороговорки с рождения, сейчас все меньше соглашается слушать(( но пару раз в день все же получается увлечь.
Занимаемся артикуляционной гимнастикой по желанию ребенка, аналогично с пальчиковой гимнастикой и подвижными играми, рисуем, разукрашиваем, но в основном любит играть в «биби» и «дом» — конструкторы 2-х видов и машинки.
Примерно с 4-х месяцев были карточки Домана и похожие «развивайки» без фанатизма, но были, у Вас на сайте прочла чем плохи развивайки, согласна, детство должно быть и все должно быть в детстве в удовольствие, если бы дочке не нравились развивайки — я бы их не включала и не показывала, а так вместо мультика соглашается их смотреть и сейчас.
Подскажите, что еще добавить необходимо и какой продолжительности должны быть занятия и сколько раз в неделю для развития речи.
И что с развивайками — вообще не показывать?
Стоит ли сейчас идти к врачам?
Заранее благодарю, Анна.
Лучше все развивает общение с мамой на любую тему… Вы просто говорите с ней обо всем, что сейчас делаете… и она принимаете посильное участие… к примеру, держит крышку кастрюли, пока вы воду в нее наливаете… Никакие карточки Домана, а тем более, мультики в два года такое развитие не дадут… Хотя бы потому что в этом нет «движения тела»… А речь — это так же моторное, двигательное событие… особенно создание фразы из нескольких слов…
У нас ведется набор в группу «Мышление и речь…»:
http://det-psi.justclick.ru/RdR_3zan_master_klass_forma_podpiski/RdR_3zan_master_klass_forma_podpiski_site_MiR
Здравствуйте! Очень прошу Вас помочь, поскольку ребенок боится всех всех новых зданий и не можем его отвести к психологу. Пугают нас 2 проблемы: 1. страх ребенка — боится всех новых мест, ему кажется что это больницы (после того, как взяли кровь из пальца). Уже несколько месяцев ни в какие новые места не ходит. Только на горки рядом с домом и в детское кафе поиграть на игровых автоматах. Основное время проводит дома. Час-полтора на улице. Боится не только больниц, но уже и каруселей, хотя два года ходил на карусели, боится парикмахерских, боится вообще всего нового, не могу его отвести ни на танцы, ни на какие-то кружки…. А вторая проблема — КАПРИЗЫ. Категорически не хочет подчиняться. Причем в нашей семье не практикуется авторитарный метод воспитания. Все стараюсь объяснить ему. За что его наказали… Почему не купили игрушку. Или «Если ты так со мной, то и я так же с тобой»… На улице не берет за руку, может побежать в сторону машин и не очень-то переживать что там машины. Только в одном случае может послушать, если ему что-то пообещать. Приходится каждый раз когда просто необходимо чтобы он послушал (например с улицы домой привести) что-то пообещать. А если хотя бы раз не выполнить. Он припоминает и потом не доверяет. Для своего возраста он очень умный мальчик. Соображает очень хорошо. Решает логические задачки… Но в плане воспитания… КАК УБРАТЬ КАПРИЗЫ??? И КАК УБРАТЬ СТРАХ? ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ.
Авторитарное воспитание — лучшее средство не только от капризов, но и от страхов. Вы не даете внятных социальных границ ребенку, его социальный мир слишком широк, он не может все это вместить в себя, понять, контролировать. Это одна из причин страхов.
Подскажите пожалуйста упражнения для развития речи для ребёнка 5 лет у которого стоит диагноз психоречевая задержка развития… Заранее спасибо!!!
Я не обучаю, Катя, здесь. Для этого есть интернет-занятия и индивидуальные скайп-консультации.