Зачем нужны страшные сказки…

Зачем нужны страшные сказки…

(о сказках, мультфильмах и взрослении)

Вводим цензуру?

Для начала, пожалуй, определимся: «Что такое «страшная сказка»? Вероятно та, где есть в той или иной форме насилие, жестокость… Что еще? — Монстры и чудовища, которые могут схватить «ребенка несчастного».

Можно ли провести очень тщательную цензуру и отбирать только «добрые сказки», где все этого нет? Давайте, навскидку, посмотрим, какие сказки не пройдут этот барьер:

  1. «Колобок». Лиса проглотила (уничтожила) главного героя. Насилие и жестокость.
  2. «Курочка-Ряба». Вообще какая-то непонятная сказка. О чем она? Об акте вандализма?
  3. «Василиса Прекрасная». Героиня превращается в лягушку и вынуждена долго ждать освобождения. Насилие над личностью, несомненно.

    Колобок: сказка о насилии и жесткости? В чем психологическая ценность этого сюжета?

  4. «Иван-царевич…» Где-то там в разных сказках о приключениях младшего сына можно встретить и уничтожение Кощея, и то, как царь «прыгнул в котел и сварился». Насилие и жестокость.
  5. «Морозко». Мачеха в разных формах третирует бедную падчерицу и отправляет ее в лес на верную смерть. Насилие.
  6. И еще… Гуси-Лебеди, Мальчик-с-Пальчик… Снова насилие и жестокость.

Другими словами, нам придется изъять из «сказочного фонда» едва ли не все сказки, потому что их сюжет содержит те или иные упоминания об агрессии и разрушении. В то же время эти сказки существуют очень долго и, вероятно, выполняют какую-то миссию, связанную с миром детства.

«Развитие речи у детей 1-4 лет» — мастер-класс с детским психологом с 26 октября 2015

Развитие речи

Психологическая ценность страшных сказок

Почему же так важно для ребенка слушать такие сказки:

1. Человеческая психика – полярна. В психоанализе принято считать, что есть не только социальная маска, которую человек показывает другим людям, но еще и скрытая часть личности. Это сторона, Тень, часто не осознается нами, но так или иначе влияет на наш выбор и нашу жизнь. И вот к такому полярному устройству мира важно прикасаться через сказку, чтобы почувствовать всю неоднозначность и сложность своей личности и дать выход (язык, эмоцию, переживание) разным скрытым внутренним сторонам. Эту миссию берут на себя сказки, где есть оппозиция «Герой-Злодей».

2. Взросление – это процесс перехода в новый статус, с разрушением старых  качеств. В этом смысле волшебные сказки как раз описывают те самые архаичные ритуалы перехода, которые помогали ребенку, подростку становиться взрослым. Обязательным атрибутом таких ритуалов инициации является «умирание и возрождение», а еще испытания, с которыми герой должен справиться. Для мужчин и женщин эти испытания разные. Иногда герой переживает лишения и несправедливость, или же он отправляется в путешествие, или же сражается с драконом. За всеми этими событиями стоит еще один скрытый контекст – глубокие внутренние изменения. Об этом и рассказывают волшебные сказки, являясь своеобразным путеводителем в реальной жизни, а также в мире сновидений и фантазий. К сюжетам такого рода относятся: «Аленький цветочек», «Госпожа Метелица», «Русалочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Красавица и Чудовище», «Конек-Горбунок» и т.п.

Золушка: волшебное превращение, глубинные изменения личности.

Психоанализ волшебной сказки: умирание и воскрешение, испытание, путешествие — все это бессознательные ориентиры для развивающейся личности.

3. Внутренние изменения – очерчивание границ личности, автономность, чувство Я – происходят не только с подростками, но и с довольно маленькими детьми. И можно смело предложить, что сказки, которые много раз с удовольствием слушают трехлетние дети («Курочка Ряба», «Колобок»), как раз позволяют им посредством метафорического сюжета справляться с отмиранием старого, и появлением нового в «чувстве (образе) Я» или в самосознании.

 

Психоанализ волшебной сказки и сказкотерапия - популярные методы в психологическом консультировании

Психоанализ волшебной сказки и сказкотерапия — популярные методы в психологическом консультировании

Мультфильмы: не стоит «выплескивать с водой ребенка»

 

Ребенку важно знать о разных моделях поведения. В буквальном смысле: «что такое хорошо, и что такое плохо». При этом недостаточно просто показать доброго (честного, порядочного, справедливого) ребенка или взрослого… Его важно продемонстрировать на фоне злого героя. И это уже скорее законы драматургии.

В этом смысле запрет на демонстрацию или примитивное истолкование харАктерных типов в детских мультфильмах (Волк в «Ну, погоди!», Гангстеры в «Приключениях капитана Врунгеля» и т.п.), а также стремление вырезать особенно злачные места («курящих злодеев») вызывают только иронию. Злодеи в детских мультфильмах должны быть вполне выпуклыми и понятными в своей «неправильности». Победа над ними должна вызывать чувство торжества и уверенности.

Законы же, которые накладывают ограничение на полноценную драматургию, созданы кем-то совершенно немудрым и исключительно из конъюнктурных соображений. Нет никаких внятных доказательств того, что старые отечественные мультфильмы провоцируют формирование опасных привычек у современных детей. Но вот плоды опасений «слишком травмировать ребенка» часто приводят к совершенно противоположным результатам. Чадо, которому родители не показали нужные ориентиры (к примеру, с помощью ограничений и наказаний), превращается в монстра. Искать причины нарушения границ в мультфильмах в этом случае даже как-то странно.

Разумеется, не все мультфильмы достойны «допуска» к детскому зрителю. В данном случае речь идет только об опасности примитивного истолкования полноценного сюжета с полярностью «герой-злодей». Собственно, то же самое относится и к любым сказкам: народным и более современным авторским.

Уважаемые коллеги (а также рерайтеры, педагоги, мамы «вконтактах»), если вы хотите скопировать / украсть мой текст и опубликовать его на ваших страницах в соцсетях или сайтах, ТО сначала познакомьтесь с информацией об авторских правах.

Ольга Исаенко,

детский психолог,

кандидат психологических наук

Реклама

11 комментариев на «Зачем нужны страшные сказки…»

  1. Екатерина:

    Спасибо за статью, полностью согласна. Я, к примеру, в детстве требовала, чтоб мне каждый вечер мама читала сказку «Мальчик-с-пальчик». Мама удивлялась, почему мне нравится сюжет, в котором родители оставляют своих детей в лесу, на ночь глядя на съедение зверям. Но для меня это был способ справляться со своими детскими страхами, ведь в конце концов каждый раз все заканчивалось благополучно.

  2. анна:

    что читать перед сном ребенку в 6 лет?и насколько вреден телевизор(15-20 мин.)перед сном?

    • Классическую детскую литературу. Лучше для этого посмотреть детсадовские программы.
      Минут 15 перед сном, думаю, нормально. Но опять же лучше, если это будут старые отечественные мультики.

  3. Анна:

    Не могу найти подход к 4-х летним двойняшкам, девочка и мальчик. Что бы ни предлагала — на всё отвечают криком, дикими воплями,и убегают. А я сейчас их няня ; и мне позарез нужно чтобы они меня слушались. ЧТО ДЕЛАТЬ????!!!! ПОМОГИТЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    • Быть строгой взрослой, не угождать детям и их родителям. Не надо им ничего предлагать. Ваша задача вовсе не развлекать их, пусть сами себя развлекают.
      Посмотреть фильм «Мэри Поппинс…» 🙂

  4. Юлия:

    Дочери 6 лет, с нами (родителями) прекрасно общается, поем песни, рассказывает наизусть стихи. Однако, с воспитателями в саду и другими взрослыми, вообще не говорит, просто молчит. Может молчать весь день в саду, или у бабушки в гостях ( с бабушкой говорит н-р шепотом, а с дедом вообще не говорит) невролог сказал, что никаких неврологический отклонений нет… скоро школа? что делать то?

  5. Мая:

    Добрый вечер! У меня проблема с родителями детей изза простения сказки «Синяя борода» Шароя Перро в старшей группе. Тематическая неделя посвящена была его творчеству и я прочитала ее детям в детском саду( я воспитатель) наряду с другими сказками. Родители написали на меня жалобу изза нее. Хотя дети ни чуть не испугались а наоьорот им очень понравились его сказки и в частности эта. Подскажите подалуйста как быть? Завтра я иду к директору на ковер((( что меня одидает, как трактовать ее простение более грамотно этим дотошным родителям? Заранее спасибо. С уважением Мая.

    • Мая, вот все, что я написала выше в этой статье, вы можете использовать как аргументы.
      Да, дети должны встречаться с разными сторонами жизни и с разными внутренними бессознательными потребностями.

      Другое дело, что возможно Синяя борода — сама по себе не самый лучший выбор для чтения. Возможно, какие-то альтернативы предлагает программа детского сада. Да и ваш методист+заведующая должны были позаботиться о некоторых указаниях, какую лучше сказку выбрать. Но это не значит, что в сказке совсем не должно быть злодеев или каких-то детских страшилок.

Задать вопрос детскому психологу (или добавить комментарий)

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s