Зачем нужны страшные сказки…

Зачем нужны страшные сказки…

(о сказках, мультфильмах и взрослении)

Вводим цензуру?

Для начала, пожалуй, определимся: «Что такое «страшная сказка»? Вероятно та, где есть в той или иной форме насилие, жестокость… Что еще? — Монстры и чудовища, которые могут схватить «ребенка несчастного».

Можно ли провести очень тщательную цензуру и отбирать только «добрые сказки», где все этого нет? Давайте, навскидку, посмотрим, какие сказки не пройдут этот барьер:

  1. «Колобок». Лиса проглотила (уничтожила) главного героя. Насилие и жестокость.
  2. «Курочка-Ряба». Вообще какая-то непонятная сказка. О чем она? Об акте вандализма?
  3. «Василиса Прекрасная». Героиня превращается в лягушку и вынуждена долго ждать освобождения. Насилие над личностью, несомненно.

    Колобок: сказка о насилии и жесткости? В чем психологическая ценность этого сюжета?
  4. «Иван-царевич…» Где-то там в разных сказках о приключениях младшего сына можно встретить и уничтожение Кощея, и то, как царь «прыгнул в котел и сварился». Насилие и жестокость.
  5. «Морозко». Мачеха в разных формах третирует бедную падчерицу и отправляет ее в лес на верную смерть. Насилие.
  6. И еще… Гуси-Лебеди, Мальчик-с-Пальчик… Снова насилие и жестокость.

Другими словами, нам придется изъять из «сказочного фонда» едва ли не все сказки, потому что их сюжет содержит те или иные упоминания об агрессии и разрушении. В то же время эти сказки существуют очень долго и, вероятно, выполняют какую-то миссию, связанную с миром детства.

«Развитие речи у детей 1-4 лет» — мастер-класс с детским психологом с 26 октября 2015

Развитие речи

Психологическая ценность страшных сказок

Почему же так важно для ребенка слушать такие сказки:

1. Человеческая психика – полярна. В психоанализе принято считать, что есть не только социальная маска, которую человек показывает другим людям, но еще и скрытая часть личности. Это сторона, Тень, часто не осознается нами, но так или иначе влияет на наш выбор и нашу жизнь. И вот к такому полярному устройству мира важно прикасаться через сказку, чтобы почувствовать всю неоднозначность и сложность своей личности и дать выход (язык, эмоцию, переживание) разным скрытым внутренним сторонам. Эту миссию берут на себя сказки, где есть оппозиция «Герой-Злодей».

2. Взросление – это процесс перехода в новый статус, с разрушением старых  качеств. В этом смысле волшебные сказки как раз описывают те самые архаичные ритуалы перехода, которые помогали ребенку, подростку становиться взрослым. Обязательным атрибутом таких ритуалов инициации является «умирание и возрождение», а еще испытания, с которыми герой должен справиться. Для мужчин и женщин эти испытания разные. Иногда герой переживает лишения и несправедливость, или же он отправляется в путешествие, или же сражается с драконом. За всеми этими событиями стоит еще один скрытый контекст – глубокие внутренние изменения. Об этом и рассказывают волшебные сказки, являясь своеобразным путеводителем в реальной жизни, а также в мире сновидений и фантазий. К сюжетам такого рода относятся: «Аленький цветочек», «Госпожа Метелица», «Русалочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Красавица и Чудовище», «Конек-Горбунок» и т.п.

Золушка: волшебное превращение, глубинные изменения личности.
Психоанализ волшебной сказки: умирание и воскрешение, испытание, путешествие — все это бессознательные ориентиры для развивающейся личности.

3. Внутренние изменения – очерчивание границ личности, автономность, чувство Я – происходят не только с подростками, но и с довольно маленькими детьми. И можно смело предложить, что сказки, которые много раз с удовольствием слушают трехлетние дети («Курочка Ряба», «Колобок»), как раз позволяют им посредством метафорического сюжета справляться с отмиранием старого, и появлением нового в «чувстве (образе) Я» или в самосознании.

 

Психоанализ волшебной сказки и сказкотерапия - популярные методы в психологическом консультировании
Психоанализ волшебной сказки и сказкотерапия — популярные методы в психологическом консультировании

Мультфильмы: не стоит «выплескивать с водой ребенка»

 

Ребенку важно знать о разных моделях поведения. В буквальном смысле: «что такое хорошо, и что такое плохо». При этом недостаточно просто показать доброго (честного, порядочного, справедливого) ребенка или взрослого… Его важно продемонстрировать на фоне злого героя. И это уже скорее законы драматургии.

В этом смысле запрет на демонстрацию или примитивное истолкование харАктерных типов в детских мультфильмах (Волк в «Ну, погоди!», Гангстеры в «Приключениях капитана Врунгеля» и т.п.), а также стремление вырезать особенно злачные места («курящих злодеев») вызывают только иронию. Злодеи в детских мультфильмах должны быть вполне выпуклыми и понятными в своей «неправильности». Победа над ними должна вызывать чувство торжества и уверенности.

Законы же, которые накладывают ограничение на полноценную драматургию, созданы кем-то совершенно немудрым и исключительно из конъюнктурных соображений. Нет никаких внятных доказательств того, что старые отечественные мультфильмы провоцируют формирование опасных привычек у современных детей. Но вот плоды опасений «слишком травмировать ребенка» часто приводят к совершенно противоположным результатам. Чадо, которому родители не показали нужные ориентиры (к примеру, с помощью ограничений и наказаний), превращается в монстра. Искать причины нарушения границ в мультфильмах в этом случае даже как-то странно.

Разумеется, не все мультфильмы достойны «допуска» к детскому зрителю. В данном случае речь идет только об опасности примитивного истолкования полноценного сюжета с полярностью «герой-злодей». Собственно, то же самое относится и к любым сказкам: народным и более современным авторским.

Уважаемые коллеги (а также рерайтеры, педагоги, мамы «вконтактах»), если вы хотите скопировать / украсть мой текст и опубликовать его на ваших страницах в соцсетях или сайтах, ТО сначала познакомьтесь с информацией об авторских правах.

Ольга Исаенко,

детский психолог,

кандидат психологических наук

Реклама

Зачем нужны страшные сказки…: 11 комментариев

Добавьте свой

  1. Спасибо за статью, полностью согласна. Я, к примеру, в детстве требовала, чтоб мне каждый вечер мама читала сказку «Мальчик-с-пальчик». Мама удивлялась, почему мне нравится сюжет, в котором родители оставляют своих детей в лесу, на ночь глядя на съедение зверям. Но для меня это был способ справляться со своими детскими страхами, ведь в конце концов каждый раз все заканчивалось благополучно.

  2. что читать перед сном ребенку в 6 лет?и насколько вреден телевизор(15-20 мин.)перед сном?

    1. Классическую детскую литературу. Лучше для этого посмотреть детсадовские программы.
      Минут 15 перед сном, думаю, нормально. Но опять же лучше, если это будут старые отечественные мультики.

  3. Не могу найти подход к 4-х летним двойняшкам, девочка и мальчик. Что бы ни предлагала — на всё отвечают криком, дикими воплями,и убегают. А я сейчас их няня ; и мне позарез нужно чтобы они меня слушались. ЧТО ДЕЛАТЬ????!!!! ПОМОГИТЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    1. Быть строгой взрослой, не угождать детям и их родителям. Не надо им ничего предлагать. Ваша задача вовсе не развлекать их, пусть сами себя развлекают.
      Посмотреть фильм «Мэри Поппинс…» 🙂

  4. Дочери 6 лет, с нами (родителями) прекрасно общается, поем песни, рассказывает наизусть стихи. Однако, с воспитателями в саду и другими взрослыми, вообще не говорит, просто молчит. Может молчать весь день в саду, или у бабушки в гостях ( с бабушкой говорит н-р шепотом, а с дедом вообще не говорит) невролог сказал, что никаких неврологический отклонений нет… скоро школа? что делать то?

      1. Спасибо за ответ, прочту статью. Начало будет.

  5. Добрый вечер! У меня проблема с родителями детей изза простения сказки «Синяя борода» Шароя Перро в старшей группе. Тематическая неделя посвящена была его творчеству и я прочитала ее детям в детском саду( я воспитатель) наряду с другими сказками. Родители написали на меня жалобу изза нее. Хотя дети ни чуть не испугались а наоьорот им очень понравились его сказки и в частности эта. Подскажите подалуйста как быть? Завтра я иду к директору на ковер((( что меня одидает, как трактовать ее простение более грамотно этим дотошным родителям? Заранее спасибо. С уважением Мая.

    1. Мая, вот все, что я написала выше в этой статье, вы можете использовать как аргументы.
      Да, дети должны встречаться с разными сторонами жизни и с разными внутренними бессознательными потребностями.

      Другое дело, что возможно Синяя борода — сама по себе не самый лучший выбор для чтения. Возможно, какие-то альтернативы предлагает программа детского сада. Да и ваш методист+заведующая должны были позаботиться о некоторых указаниях, какую лучше сказку выбрать. Но это не значит, что в сказке совсем не должно быть злодеев или каких-то детских страшилок.

Задать вопрос детскому психологу (или добавить комментарий)

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: