Из истории психологии
Попытки сопоставить характер и жизненный сценарий конкретного человека со сказками и мифами были предприняты еще лет сто назад. Сейчас в психологии есть целые школы, которые работают в этом направлении: «сказкотерапия», «юнгианский анализ волшебных сказок», «символдрама» и др.
Задать вопрос детскому психологу
Первый вклад в эту тему сделал З. Фрейд, который использовал некоторые образы и истории из древнегреческой мифологии. Потом К.Г. Юнг, выделивший в сказках и мифах разных народов некоторые общие схемы и закономерности – архетипы. В 50-е годы Э. Берн сделал анализ жизненного сценария на примере Красной Шапочки. Все эти подходы получили свое развитие в психологической работе со сказкой.
Бытовая и «глубинная» версии синдрома
В популярной литературе «синдром Золушки» описывают обычно как стремление все делать идеально, желание всем нравиться, чрезмерную чистоплотность, безотказность. Иногда «золушками» называют провинциалок, которые хотят подцепить богатого жениха в столице.
На самом деле – это очень поверхностный взгляд на сказку. Потому что сюжет Золушки – история о превращении, о трансформации, о глубоком личностном изменении. Это сказка о женской инициации, где героиня должна пройти через ряд испытаний, чтобы попасть «на бал», и там ее ждет финальное событие: соединение двух половинок души, обретение особенного «мистического» чувства внутренней целостности и стабильности. Вот стремление к такой целостности, невозможность ее достичь в обыденной жизни и можно назвать «синдромом Золушки».
Такие женщины грезят о празднике, о подарках, о «выходе в свет», о приглашении на какую-то светскую вечеринку. Их привлекает все, что связано с путешествиями, карнавалом. Они не всегда могут внятно выразить это свое желание, но оно часто пробивается на поверхность какими-нибудь символами в снах и фантазиях.
Зависимость и помощь психолога
Бывает так, что «Золушка» становится зависимой от отношений с человеком, мужчиной или женщиной, чья жизнь ей кажется яркой, насыщенной, карнавальной, праздничной. А своя, напротив, – серой, унылой, обыденной, никчемной, бессмысленной. «Золушка» может в этой ситуации испытывать чувство зависти и время от времени впадать в депрессию. И кстати, часто оказывается, что тот «идеальный» жизненный формат, которым «Золушка» восторгалась, на самом деле – мишура, вранье и позерство.
Стоит ли что-то делать с этим «синдромом»? Особенно если он сильно затянулся? Хороший психолог поможет сложить мозаику из скрытых смыслов и желаний, но для глубоких изменений этого мало. Более полезными, скорее, будут настоящее путешествие или настоящий бразильский карнавал.
Уважаемые коллеги (а также рерайтеры, педагоги, мамы «Вконтактах»), я не разрешаю копировать мой текст и публиковать его на ваших страницах в соцсетях, сайтах, в печатных изданиях. Подробнее — об авторских правах.
Ольга Исаенко,
детский психолог,
кандидат психологических наук
- Оформить заявку на интернет-занятия для родителей
- Пошаговое сопровождение родителей — консультация по скайпу
- Посмотреть видео-запись выступления детского психолога
Наши группы «ВКонтакте»:
а если все-таки такой синдром наблюдается у ребенка, что делать?
Здравствуйте, Инна… и что же именно наблюдается? Можно быть критичной к ее фантазиям, показывать, что есть обратная сторона. Можно просто пережить как подростковый кризис эгоидентичности.