Читать или не читать

Эпидемия раннего чтения

Последнее время и наш город охватила эпидемия раннего чтения: «Подумать только: нашему ребенку уже 4 года, а он еще не читает». Амбициозные мамы и бабушки штурмуют «школы раннего развития», которые, в свою очередь, в погоне за прибылью готовы опускать планку обучения чтению все ниже и ниже. «Ваш ребенок в полтора года сидит на горшке просто так? Без дела? Пора бы ему уже и буквы знать…»

Надо сказать, что детские сады еще держат оборону благодаря государственному образовательному стандарту, а вот школы-гимназии с выраженным конкурсным отбором в том или ином виде формируют родительскую истерию, ускоренными темпами «обучая» первоклассников чтению.

Чтение и детский мозг

Между тем, нет никаких серьезных доказательств тому, что раннее чтение действительно развивает, стимулирует развитие интеллекта. А вот примеры того, как дети, умеющие читать до школы, быстро теряют свои преимущества перед одноклассниками и даже начинают отставать, становятся средненькими, ничем не выдающимися учениками, – можно встретить в каждой школе.

Оказывается, раннее развитие так же вредно, как и задержка развития. Причем в случае задержки развития определенные структуры мозга работают неправильно, потому что повреждены или были не востребованы окружением ребенка. А вот в случае раннего развития — ситуация несколько иная. Можно также говорить, что какая-то структура не развивалась вовремя, потому что регулярно обкрадывалась. Во-первых, не была востребована в полной мере, во-вторых, все ресурсы, энергия уходили на более сложный, энергоемкий навык (чтение в нашем случае). Иначе говоря, чтение формировалось по инвалидному типу.

Детская нейропсихология. Раннее чтение - польза сомнительная

Раннее обучение чтению тормозит и обкрадывает развитие моторики (крупные и мелкие движения) и восприятия

Это как если бы вы решили научить ходить ребенка в очень раннем возрасте, скажем,  в 6 месяцев. Понятно, что на свои ноги он не может опереться, вы ему предлагаете «костыли», он начинает на них передвигаться…  и вот оно! …«наш ребенок ходит»… Но двигается-то он на костылях, а не на собственных ногах.

Так же дело обстоит и с ранним чтением. Только «инвалидность и костыли» в данном случае скрыты и неопытному глазу не заметны. Но вернемся к этому позже. Сначала поговорим о том, что же нужно развивать у ребенка до 4-5 лет. В первую очередь – движение (крупная и мелкая моторика), речь и восприятие (начиная с базовых ощущений: зрение, слух, прикосновение и т.п. – до более сложных целостных систем). А на уровне мозга это обеспечивается работой энергетического отдела, отделами переработки сенсорной информации, двигательной корой и отделами, отвечающими за первичные формы пространственного восприятия (например, правое полушарие).

Для того чтобы научиться читать, мозгу нужна энергия, затем нужно научиться различать образы букв (это графическая, пространственная сторона), затем – соединить буквы в цепочку, ряд (это ритмическая сторона действия). И наконец чтение становится автоматизированным: не замечая, «как именно мы читаем», мы просто это делаем. «Буква» и «слово» перестают быть рисунками в книге, а становятся символами, знаками, т.е чтением уже, скорее, управляет левое полушарие мозга, а не образное правое. Для этого, к слову, нужно, чтобы еще и связь между левым и правым полушарием была развита достаточно.

Другими словами, если энергии мало, образы букв плохо запоминаются, нет единого ритма – мы можем столкнуться с нарушением чтения, тупиками в обучении. Ребенок путает буквы, пропускает и переставляет буквы, не интонирует окончание предложения, угадывает части слова, читает медленно (устойчивое послоговое чтение) и т.п.

В ситуации нормального, «неускоренного» развития, на основе движений тела и работы органов чувств, происходит формирование пространственных представлений. Ребенок быстро проходит этап графического образа буквы, хорошее развитие двигательной коры стимулирует формирование соседнего участка мозга, который отвечает за ритм и последовательность, а там уже и беглое чтение появляется без задержек.

«Развитие речи у детей 1-4 лет» — мастер-класс с детским психологом с 26 октября 2015

Развитие речи

Почему раннее чтение вредно

Если ребенка интенсивно обучать чтению в 3-4 года, это приведет:

  • ­к энергетическому истощению мозга, обкрадыванию участков, обеспечивающих движение тела и восприятие пространства. Этот «телесный» дефицит скорее всего останется на всю жизнь в виде неловкости, неуклюжести, а то и серьезных двигательных нарушений: ребенок в 7-8 лет не умеет прыгать или с трудом спускается по лестнице.
  • Дефицит энергии также может вызвать заикание, нарушение речевого развития, нарушение эмоциональной сферы (капризность, агрессивность).
  • Образы букв, сформированные без должной опоры на моторику и пространственное восприятие, долго будут оставаться рисунками, а не символами, и, значит, переход к беглому чтению затянется.
  • Плохо развитые связи между левым и правым полушарием приведут к самым разным школьным проблемам и к проблемам с поведением.

Каким бы странным современным родителям это не казалось, но именно двигательная активность ребенка в 1, 2, 3, 4 года принесет больше пользы для чтения, а вовсе не карточки или кубики с буквами. Для начала лучше хорошо поползать, потом двигаться на четвереньках, стать на две ноги, начать бегать, прыгать на двух ногах и на одной ноге, затем в свое время играть в детские уличные игры, танцевать и т.п.

Что делать, если вы уже «преуспели» в раннем обучении чтению или чтение нарушено по другим причинам? Подкачать энергию для работы мозга, устранять ее утечки, учить ребенка ползать и прыгать на одной ножке, дать ему возможность упражняться в ловкости в детских играх, учить его отстукивать простые ритмы по образцу, составлять рассказ по картинке, создавать повторяющиеся узоры из кубиков.

Вот список некоторых конкретных навыков, который поможет сориентироваться родителям:

  • ползать на животе  – 7,5 месяцев,
  • передвигаться на четвереньках – 9 месяцев,
  • прыгать на двух ногах – 3 года,
  • расстегивать пуговицы – 3 года,
  • застегивать пуговицы, одеваться без посторонней помощи – 4 года,
  • резать ножницами – 4 года,
  • сложить картинки в последовательный сюжет – 4,5 года,
  • завязывать шнурки на ботинках – 5-6 лет.
Уважаемые коллеги (а также рерайтеры, педагоги, мамы «вконтактах»), если вы хотите скопировать мой текст и опубликовать его на ваших страницах в соцсетях или сайтах, ТО сначала познакомьтесь с информацией об авторских правах.

Ольга Исаенко,

детский психолог,

кандидат психологических наук

Еще статья по этой теме:

«Дислексия — трудности чтения«,

Раннее обучение чтению вредно.

Наши группы «В контакте»:

Ниже в окошке «добавить комментарий»

вы можете задать вопрос детскому психологу.

69 комментариев на «Читать или не читать»

  1. Валерия:

    Здравствуйте, опасаюсь дислексии у своего сына 5,5 лет, т.к. у родственников это достаточно частое явление. Как распознать дислексию у ребенка такого возраста? Что делать в подобной ситуации? В детском саду настоятельно рекомендуют уделить буквам максимум внимания — сын практически последний, кто не читает в своей группе. Занимаемся с ним, но именно буквы у него никак не поддаются.
    Ребенок социально активный, коммуникабельный, но с чисто «мужским» характером — не болтливый, разговаривает «по делу». Не проявляет эмоций при какой-либо проблеме, а сразу ищет пути решения и претворяет их в жизнь без советов с окружающими. Очень спортивный. Ползать начал в 7 месяцев, чуть ранее 9 месяцев начал ходить без опоры, зато садиться из лежачего положения стал только в 10. Первые слова появились до года, к 2 годам говорил все свои потребности — хочу пить, дай мяч итп, но до сих пор говорит короткими простыми предложениями.
    Буду очень благодарна за ваши советы.

  2. Здравствуйте, Валерия.
    1. Сразу хочу обозначить мою позицию по отношению к чтению до школы: «Не торопитесь». Многие из детей в вашей группе, освоив сейчас чтение кое-как, по слогам, на этом же уровне могут и застрять надолго.
    2. После двух лет были какие-то серьезные проблемы со здоровьем: грипп, сильные антибиотики и т.п.?
    3. Если сейчас проблема только в запоминании образов букв, то какие именно буквы даются с трудом: любые или близкие по написанию, по рисунку, с разворотом вправо/влево, вверх/вниз?
    4. О дислексии пока ничего не могу сказать. В эту сторону показывает только «наследственность». Плюс, возможно, проблема согласования слов в больших предложениях и связанная с этим низкая речевая активность.
    О.С.

    • Валерия:

      Добрый день, спасибо за ответ. Болезни были, ангина, грипп, раза 4 принимали антибиотик Цефадокс. Самые проблемные буквы Н, К, Т, Л, Д, З. Он их при всем старании не может освоить, путает постоянно. пробую образами — Н-это нитки, катушка ниток на боку лежит итп. Запоминает, но при встрече с буквой снова пока он выстраивает этот ассоцативный ряд, проходит несколько минут, а иногда и приводит к другому результату, малыш мне рассказывает, что это буква Т, т.к. похожа на турник…

  3. Возможно, грипп вызвал некоторые осложнения, привел к дефициту в работе определенных зон мозга, которые и так по разным причинам были уязвимы. Проблемы с восприятием образа буквы, связаны с пространственным восприятием (правое полушарие и др.) Сейчас в его возрасте правое полушарие доминирует, отсюда и склонность к фантазированию (уходу от темы, появление новых идей…). В 5-6 лет как раз завершается формирование этой зоны, поэтому нельзя сказать, что есть проблема, есть развитие, рост… интеграция зрительного, слухового, кожного восприятия в один целостный образ. Лепите буквы из пластилина.

  4. Наталья:

    В последнее время показателем хорошей работы домашнего педагога (няни) считается умение ребенка считать и читать как можно раньше. Не важно, что малыш еще не в состоянии понять сути числа и цифры, не выговаривает половину звуков — все-равно — вперед! и как можно быстрее! А ведь добросовестный педагог прежде всего будет развивать речь, логику, ручки-пальчики, познакомит с окружающим миром, научит на горшке сидеть и зубы чистить. Как-то сузилось наше образование: пусть читает, а логопеды подождут…Пусть называет цифры,а привязывать ее к числу- зачем? А кто подумал про нагрузку на глаза? Получается, что родители из благих побуждений делают из няни врага для своего ребенка: учи тому,что должензнать большой малыш,а то, что должен знать этот (по возрасту) — не важно, само придет. Вот и спят трехлетние в памперсах и безсоски в коляске(!) не ездят…

    • Но зато знают букФФы…

      • Анна:

        опять передергивание сплошное. Ну почему если читает рано, то обязательно с соской и памперсами?? Мой сын читает и с большим удовольствием и памперсами не пользуется с рождения и не знает, что такое соска, коляска, бутылочка манеж и прочее. Пожалуйста, не нужно делать из рано читающих детей, каких-то странных детей ничего другого не умеющих. Раннее чтение очень развивает мозг и этому уже достаточно подтверждений в мировой практике.

      • Да, а что вы сделали с соской и коляской? Во имя чего лишили своего ребенка традиционно полезных вещей? Заменили на буквы?

      • Татьяна:

        Традиционно???? В каких традициях, простите. 20-ого века? А как растили детей в другие века, без сосок и колясок, вы можете себе представить? И кто сказал, что дети в этом нуждаются?

      • Не… ну прям мексиканский сериал… 🙂
        Не поверите, но «соски и коляски» существуют ну ОЧЕНЬ давно в том или ином варианте… Как способ ритмизации мозга младенца… Так же, как и колыбельная, покачивания, похлопывания… Ритм, вибрация напрямую обращаются к подкорковым отделам, которые активно развиваются в первый год жизни…

        А кто сказал, что дети нуждаются в обучении чтению в полтора года? Как без этого растили детей в другие века?

        И да, Таня, будете куролесить на моем сайте, «отключу микрофон» навсегда.

  5. Анна:

    Ольга, вы меня извините конечно, но нельзя так про «раннее чтение» однобоко. Я мама, ребенок которой читает любые слова в полтора года. Мой сын знает все буквы, может озвучить любую букву, слог, короткое слово (длинные он еще не все может хорошо выговаривать). Он читает слова, которые никогда раньше не видел и даже значение может не знать слова, просто по буквам может читать, ну а слова, которые видел бегло читает, сразу произносит все слово, не проговаривая по слогам. С сыном занималась с 4-х месяцев по Доману и потом с года Тюленева добавила. Я что хочу сказать, вы почему-то противопоставляете чтение физическому и личностному развитию, как-будто если ребенок рано читает, то он обязательно не развивает другие направления… зачем же так ?? Мой сын и плавает под водой с рождения и ползает и прыгает и бегает и залезает сам везде где только можно и кушает сам с 1 года и пьет из стакана и прочее, он очень самостоятельный (с 10 месяцев посещает Монтессори центр). Он очень развит интеллектуально, в год и семь уже предложениями говорит, знает цвета, геометрические формы, животных, географию (материки, океаны, многие страны) и многое другое и во многом благодаря раннему чтению. И кстати у Домана (один из самых ярких сторонников раннего чтения), например, есть целая программа физического развития и Тюленев про физическое развитие много писал.

    • Аня, а почему вы променяли непосредственное общение с ребенком в 4 месяца: разные агукания, тискания, обмен улыбками — на обучение чтению. Во имя чего? Какие материнские амбициозные планы лелеете в отношении него?
      Насчет «многое знает». Память в этом возрасте очень пластична, дети легко запоминают поэмы Пушкина, если им читать их. Так что знание отдельных слов на этом фоне выглядит довольно бледно.
      И кстати, с каких это пор Доман ну прям непререкаемый авторитет в области детского развития?
      Дети развиваются интеллектуально вовсе не благодаря раннему чтению, а благодаря полноценному опыту и контакту с миром. Интеллект — куда более сложное событие. Уметь думать и быть попугайчиком — это разные вещи.
      Фразовая речь в этом возрасте — вообще норма.

    • Светлана:

      Анна, а Вам зачем ребенка с 1,5 лет чтению обучать? Вы его с 2-х вместо садика в школу поведете или сразу в институт, не могу понять мам которые отнимают у своих детей детство, Вы то сами во сколько читать научились?

  6. Tatiana:

    Вот именно, Анна не говорит, что не укачивала или не давала другие средства вместо соски, более натуральные (грудь, пальцы). Коляска и соска не самое необходимое. Мы соской не пользуемся, а коляску часто заменяем слингом. Я не укачиваю и ребенок не нуждается у меня в укачивании. Он и так прекрасно засыпает в кроватке.

    • Таня, поберегите ваш «воинствующий доманизм» для мужа. Что-то мне подсказывает, что за этой гормональной категоричностью и одержимостью есть еще и обделенный вашим вниманием папа.

  7. Tatiana:

    Не знаю, что вам это подсказывает, но это не так) папа наш счастлив и внимания ему придостаточно)

  8. Burlakova D.:

    soglasna na 100 % s avtorom sajta !!!!!!!!!!!!!!!!!!
    zhivu v New Yorke i vizhu ves durdom !!!! Eto rodina duralizma !!!!!!!!!!!!!!!!!!
    krugom testi, krugom taskajut detej na raznii zanjatija…. BEZYMIE !!!! poigrat* detjam nekogda.
    standart — ochen nizkij v shkole- dlja priezhix iz kitajskoj derevni, iz mexiki i t.p.,
    poetomu roditeli postupaut v klassi s povishennimi trebovanijami — xodjat na podgotovku, potom detej testiruut — VNIMANIE- 45 MINYT !!!! deti za stolami pishyt testi !!!! eto v 5-6 let……
    vodjat v russkie shkoli i na obuchenie rysskomy….. zhyt*.

    • Та если бы только в Нью-Йорке… повальное увлечение центрами раннего развития и в «нашем» городе тоже.
      А вообще, да… стремно… жить в США и отправлять своих детей в школу с программами, которые по сложности уступают даже программам совковых интернатов для детей с дефицитом интеллектуального развития… или как раньше говорили для «умственно отсталых».

  9. Burlakova D.:

    ну да, в Монтессори-центры…. Главное — дорого, а почитать что это, лень банальная!

  10. Irina:

    Ерунда не обоснованная на не одном научном факте. Только попытка обосновать лень родителя. Если ребенок проявляет интерес к буквам и слогам в 3.5 .Почему бы не развить навык чтение и преобразоване буквенно -знаковой информации на равне с другими навыками которые свойственны данной возрастной категории. Мы ползаем и бегаем и прыгаем на двух ногах (не с 3 лет а с 2 лет). И чтение 5 минут в день не как не вредит его физической форме. Ровно как и консультация психолога заочная по интеренету заставляет задуматься о квалификации .Потому как равноценна заочной постановке диагноза. И давать общие советы для всех, пардон, первая глупость которую можно вообще использовать для начинающих мамок.

    • 1. Интересно, чьи амбиции задеты в вашем случае: мамы или бабушки? Теперь Вы с меньшим рвением будет хвастаться об успехах вашего отпрыска?
      2. Научная традиция, которая лежит в основе этого текста: Московская нейропсихологическая школа А.Лурия и детская нейропсихология. А на чем лично Вы обосновываете ваши выводы?
      3. Ползаем «мы» с 7-8 месяцев, а вот прыгают на двух ногах полноценно дети в 3 года… но я знаю многих, которые не умеют делать это и 7-8 лет…
      4.Психологи не ставят диагнозы вообще.
      5. Могу поделиться наблюдениями: у вас очень много ошибок в этом тексте и все это на фоне «буквенно-знаковой информации». Предполагаю, что это элементы дисграфии на фоне возрастных изменений мозга… в первую очередь, «усыхают» лобные доли. Отсюда и характерные ошибки, связанные с перестановкой букв и слогов, и проблемой согласования слов в предложении.
      6. ПОЭТОМУ, лучше себе уделить те 5 минут: Вам тренировать и тонизировать мозг будет куда полезнее.

  11. Irina:

    Оскорбление признак бессилия . И это то что вы можете только противопоставить .Против выше сказанного.

    • И еще раз объективное наблюдение:
      У вас очень много ошибок в тексте. Есть какие-то сосудистые проблемы? Причиной могут быть гормоны при беременности или климактерические симптомы.
      Уделите внимание себе. Или изучению русского языка. Когда достигнете моего «еще того школьного» уровня — приходите, поговорим на равных.

  12. Maugli:

    Еще одно подтверждение вашей некомпитентности. Как всегда не угодали . И заочные диагнозы ставить лицам, которые говорят что они профи в целом не к лицу. МИМО .Как всегда.

  13. Tanechka:

    Дочке 3,9. Ребенок недоношенный (34 недели, поздний гестоз, фитопланцентарная недостаточность). В садик пошла в 2 года. С тех пор раз в год болеем бронхитами. Заговорила примерно в 2,6 года. С 1,5 лет и до этого момента — примерно десяток слов . Последний год ходили в детский центр на занятия творчеством (по методике Монтесори. Идет с удовольствием, работы не шедевры, но ребенку нравится). Очень увлекается любым видом деятельности. Сказки может слушать часа 1,5-2 без перерыва. То же с раскрасками. Неплохо заучивает стишки. Говорит плохо. Предложения формирует сложные (даже очень), но слова произносит непонятно. Логопед рекомендовал обратиться не раньше 4-х лет. С 3-х лет пытаюсь научить ее устному счету. «раз, два. три, четыре, пять» — заучила на уровне стишка. Когда дело доходит до счетных палочек (или долек мандарина — что под руку попадает) — теряется. Буквы воспринимает по книжке-говорилке: на этой кнопке арбуз, а на этой кнопке бабочка. На обычных карточках не воспринимает их вообще никак. (называет предмет, изображенный на карточке, а то, что это слово и оно состоит из букв — не понимает). Что бы вы порекомендовали моему ребенку. (а может быть и мне). В каком возрасте по-вашему лучше заняться чтением и счетом? У нас в садике почти все дети читают. Очень переживаю, что моя девочка в числе отстающих.

  14. Irina:

    Строчек то пять.Это вопрос кому надо в 1 класс . Удачи вам в оболванивании молодого неселения и молодых мамок. Мне просто жалко тратить на вас свое время у меня его не так много чтоб с вами им делиться.
    Будьте здоровы и рости большой(ая)

    • Итак, приступим:
      Строчек (ДЕФИС) то пять.Это вопрос (ЗАПЯТАЯ) кому надо в 1 класс . Удачи вам в оболванивании молодого не (А)селения и молодых мамок. Мне просто жалко тратить на вас свое время (ЗАПЯТАЯ или др.ЗНАК)у меня его не так много (ЗАПЯТАЯ) чтоб с вами им делиться.
      Будьте здоровы и ро(А, такие корни пишутся через А в безударном положении)сти большой(ая)

      ИТОГО: 6 ошибок

      • Елена:

        Браво!!!!! Современные дети настолько умны, что мусор не могут за собой с площадки убрать! Но читают с 2 лет!!! Ольга, Вы просто Супер!!!

  15. НУРГУЛЬ:

    спасибо большое!!!

  16. НУРГУЛЬ:

    Моему сыну 5 лет 10 месяцев. Читать мы начали 5 лет 6 месяцев. сейчас ходит в нулевой. только только начинает хорошо читать. думаю это нормально. в остальном все успевает! Очень любит рисовать, выполнять домашние задания! Спасибо за информацию!!!

  17. НУРГУЛЬ:

    Вопрос такой к Вам — «как научить сына постоять за себя, за это он очень сильно переживает?» Заранее спасибо!

  18. Наталья:

    Огромная благодарность автору сайта!
    20 лет в педагогике, 20 лет общения с разными родителями и детьми. Теперь, спустя годы, сама обучаю молодых педагогов работе, наблюдая различные результаты уверенно говорю: я — противник раннего чтения (но не такой категоричный противник раннего развития — общего развития ребенка). Уверена, что большинство авторов и «мамок» — как они сами себя называют имеют самым лучшим воспоминанием из детства то, как они бегали по чужим огородам, воровали яблоки, или катались на велосипедах, или купались в реке до посинения, а не тупое просиживание за учебниками и складывание буковок в слова. Детство, господа, это сплошной адреналин: упал с дерева, расшиб колено, перепрыгал всех в резиночку, катался на портфеле с горки. …….. Дайте детям ДЕТСТВО!!! В конце концов, все из нас и пишут и читают в конечном итоге (ух ты, сколько завершений в одном предложении)))))

    • Тут еще один момент. Они не просто не хотят учится читать, они не получают УДОВОЛЬСТВИЯ от чтения, от того, как увлекательно узнавать новое или пускаться в приключения с героями. Книга для них — совершенно мертвое событие. Но буквы знаем… да…

  19. Наталья:

    Да! И еще, вдогонку. Читать начала в 4,5 постоянно видела в доме что папа, читая газету громко возмущается или радуется, мама заразительно хохотала при чтении книг…. Надоело на это смотреть и постоянно распрашивать: что смешного? что тебя разозлило? Пришла и говорю: учите меня читать, я тоже хочу все ПОНИМАТЬ. В первом классе замещала учительницу, читала бегло и с выражением. Постоянно выдвигали на все школьные олимпиады, конкурсы… В третьем классе школа до смерти надоела. Скатилась до троек, с тем школу и закончила. Это не помешало, однако вдальнейшем получить кучу красных дипломов о высшем и ныне быть начальником. Проблема в одном: я — хотела учиться читать. А ваши дети — не хотят, вы их НАСИЛУЕТЕ!

    Кстати, а почему ранне обучение ЧТЕНИЮ, а не ПРЫЖКАМ с ШЕСТОМ, например…….

    • Очень живой комментарий. У меня эти темы получаются более сдержанными… 🙂
      У меня для вас небольшой подарок — возможность бесплатно посетить одно из наших занятий для родителей в течение ближайших двух недель. В субботу, завтра, будет следующее, в 21.00 мск.

  20. Лиза:

    Я тоже в 4 года читала, и никто меня не заставлял, просто помогали. Но при этом и танцевала с трех. Статья слишком котегоричная на мой взгяд. Есть разница между 1,5 года и 3,5 для чтения. Мой сын в 2 года буквами интересуется, многие буквы знает, но я ему не навязываю ничего, он любит книжки, так что если через 2 года он Чуковского будет своей сестричке читать (причем скорее наизусть, чем по буквам) ну так пусть читает. Да, конечно он не понимает «юмора автора», так что ему и вслух не читать теперь?

    • 1. Слишком категоричны законы развития детского мозга, а не статья. И разница в 1,5 года и в 3,5 действительно существует, но она вовсе не в ТОМ, о чем вы подумали.
      2. В статье нигде не было сказано, что нельзя читать детям книжки. Речь идет только о самостоятельном чтении в ущерб общему развитию. И это ущерб проявится к 6-12 годам. К примеру в виде аллергии или гормональных нарушений и т.п.
      4. Ваш ребенок интересуется буквами, потому что окружение ему предлагает этот материал. Если бы ваш дом был завален морскими камешками, то ребенок интересовался бы ими. К слову, очень полезно для развития сенсорных отделов мозга с 3 до 5.
      5. Я знаю детей, которые наизусть пересказывали большие отрывки из детских книжек в 1 год 8 месяцев. Так что вы уже безнадежно отстали в этой области.
      6. И еще знаю ребенка, который в 4 года пересказывал Пушкина и Чуковского и при этом демонстрировал выраженный энергетический дефицит в работе подкорковых отделов мозга.

      • Лиза:

        1. Какой возраст вы считаете приемлимым для начала чтения? Мне это действительно интересно, так как у меня двое детей, кроме того, живем мы в Германии, то есть хотелось бы научится читать по-русски до школы.
        2. Да, но как быть с юмором автора, и со многими словами, которых ребенок еще просто не понимает?
        3.
        4. Согласна, и спасибо за совет.
        5. Я надеюсь это сарказм. Кстати, выше в комментах вы пишете, что говорить полными предложениями в год и семь это норма, так что, если мы в 2 и 2 только начинаем складывать слова в словосочитания, теперь все, конец света?
        6. Я тоже знаю много детей, и многие из них рассказывали стихи наизусть в разных возростах, в том числе и очень ранних и при этом были вполне развиты. Это к слову о категоричности.

      • 1. Старые ориентиры… после 7 лет — самые лучшие… Сейчас планку опускают до 5 в некоторых случаях… Чтение на немецком похоже на чтение на русском — побуквенное, послоговое… это одна группа навыков.
        2. Можно читать детям разные книжки, полностью понятные, не совсем понятные… Можно объяснять, поместив «понимание» в зону ближайшего развития… можно что-то оставить на потом…
        Кстати, вы к примеру до конца понимаете сказку «Курочка Ряба»? 🙂
        4.
        5. Да, это удар по вашим родительским амбициям. Появление фразовой речи на уровне двух лет, в целом, нормально.
        6. Вполне развиты? Мышление — да… При этом у них было скукоженное тело, гипертонус плеч, не умели стоять на носочках к 8 годам…

  21. Таня:

    Мой брат научился читать в 2 года и 9 месяцев. В 3 года читал уже с выражением и не по слогам. Сколько я помню, он всегда очень увлекался (и продолжает) чтением. Взахлеб зачитывался «Таинственным островом» в возрасте 6 лет, до дыр, наверное. В 5 лет в садике учитель музыки отметила у него абсолютный слух (он и сейчас никуда не девался), посоветовала отдать в сильнейшую школу города, которую он окончил на «отлично» по классу фортепиано. В школу пошел сразу в 3 класс, но его вернули во 2й по единственной причине: немного не успевал писать диктанты, поэтому несколько испортился почерк. Впрочем сейчас почерк ему вообще ни к чему. В школе был очень увлекающимся учеником: если уж любил физику, то от Перельмана просто фанател, потом химия — ставил без конца опыты. Закончил 2 класса экстерном и поступил в 9 класс в 3ю по России школу (СУНЦ УрФУ сейчас называется), получил диплом в Соросовской олимпиаде по химии, который давал ему возможность поступить в МГУ без экзаменов, но он выбрал УрГУ — химфак. Увлечения поменялись на 2 курсе, перешел в УГТУ-УПИ на специальность «Сети и связи», но поскольку там в 1й же день получил 5ку за год по информатике, сильно был разочарован, с полугода ушел. Он и так уже работал инженером в ведущей фирме системного администрирования, так что получать диплом так и не надумал. В этой сфере вообще нечасто требуется диплом, но ему еще ни разу не попадались работодатели, которым это было бы интересно (это правда: мой муж с в\о работает на должности ведущего программиста в федеральной корпорации и его коллеги не имеют диплома, тут важен опыт). На сегодняшний момент он работает на высокой должности специалистом. У него просто фантастический объем памяти, что касается документов. Кроме основной работы, он занимается защитой прав автомобилистов (Председатель комитета защиты прав автомобилистов в области), выступает еженедельно на радио, ТВ, дает постоянно комментарии в информационные ресурсы.
    Физкультурой так же всегда увлекался. не подумайте, что его заваливали информацией: он ее сам просил! Ему не совали, а отвечали на запросы. Учебник по анатомии для вузов в 5 лет, вязание крючком, на вязальной машине вязал жаккарды из 5 цветов 🙂 каждый год мы ездили в детский оздоровительный лагерь: казаки-разбойники, прятки, игры ролевые всевозможные. Во дворе бегали по гаражам, в гости он все время убегал, когда в школе учился. Карате, коньки — в детском,и подростковом возрасте, в студенчестве — фехтование и ролевые игры, туризм пеший. Он и до сих пор все время чем-то увлекается, теперь увлекся страйкболом, с девушкой постоянно ходят в кино и на многочисленные выставки. Суперски разбирается в машине. Остается при этом сыном и братом, с которым можно все, что угодно обсудить. Из немного негативного могу только выдвинуть предположение, что не очень разбирается в хитросплетениях отношений между людьми. Но вообще-то не все мужчины на это способны. Мой муж имеет схожую с ним профессию, он считает, что брат от природы талантлив, родители вовремя удовлетворяли его потребности в знаниях. Лично мое мнение такое, что ребенок от природы имеет множество связей в мозгу, если они не задействуются, они атрофируются, как и мышцы.
    Все-таки наверное есть более одарённые дети, если хотите — способные, а есть менее. Одаренность может быть в разных отраслях, тут уж, мне кажется, надо быть внимательной, чуткой мамой.
    Кстати, моей дочери 3,5 года, я ей тоже никогда не давала соску. Очень много времени проводила в слинге и в эрго-рюкзаке на мне и муже. Коляска у нас тоже была. Вы зря думаете, что коляска — это старая придумка. Ее изобрела английская королева, это известный факт. Про тележки только не говорите, это как навоз катать. На Руси детей носили в подоле — это большой фартук, который завязывали на плечах особым образом. Я не буду разводить ликбезы, скажу лишь, что ребенок, который проводит большую часть жизни на руках, имеет более развитую мускулатуру и мелкую моторику, это кстати тоже не новость. А муж, который умеет успокоить ребенка на руках, а не судорожно толкающий коляску и ищущий глазами жену — самый лучший в мире папа.
    Мне не нравится как Вы отсеиваете Ваших читателей. Скромно назовём это неуважением, это отталкивает других читателей от Вас. Любому психологу важно быть гибким — люди есть разные и ведь не факт, что Ваше мнение — единственное верное.
    Я тоже против того, чтобы учить дочь против ее воли. Меня очень радует, когда она, видя на наглядных примерах, делает что-то сама, пытается, спрашивает. Моя мама, воспитав меня и брата, даёт часто ценные и нетривиальные советы. Один из таких — не надо с дикой озабоченностью ждать чего-то, это придёт само в свое время. Не психологам решать, в какое именно время ребенок сам захочет читать. А он именно захочет и станет к этому знанию тянуться. Так вот, надо не пихать знания (какие угодно, вплоть до мозайки), пусть они сами вольются когда им будет нужно.

    • Какой удушающий семейный нарциссизм… И я буду только рада, если моя позиция оттолкнет ваc от меня. Да.
      1. Я ничего не говорила о колясках. Я говорила «о сосках и колясках в разных вариантах и в разные времена», как способе ритмизации мозга младенца… К примеру, это колыбель… или кусочек тряпицы с хлебным мякишем во рту.

      2. Любопытно, что отсроченными последствиями раннего обучения могут быть эмоционально-волевые, гормональные нарушения, аллергии и т.п. В вашем случае «мальчик» хватался то за одно, то за другое, но ничего не доводил до конца… Быстро терял интерес и в 10 лет, и в 20… все какая-то странная социальная инфантильность.
      3. Ваши предположения о том, как развивается мозг — смешны… Даже комментировать лень.
      4. А случай с медленным письмом — весьма показательный, да… Буквы писались, но автоматизированного письма не было… а увеличение скорости вызывало «спазм»… устойчивый гипертонус. Почему не было автоматизированного слитного письма? — Мозг не созрел… эти отделы завершают свое формирование к 8 годам… И возможно потому, что навык письма не опирался на полноценный сенсомоторный базис…

      5. Ну и гормонах… Это, конечно, хорошо что он ходит с девушкой на концерты и выставки… А как мужик-то он состоялся? Да… я именно о «постели» здесь спрашиваю… Или так — скорострел?

  22. Таня:

    Мда. Надеюсь ваша позиция многих оттолкнет. Реально пожалела своё время, прочитав такую идиотскую реакцию. Практикующие специалисты реально бы поблагодарили за детальное описание, но тут… Дай Бог вам разобраться в своих комплексах. Не зря говорят, что люди выбирают свою профессию дабы удовлетворить свои собственные потребности.
    1. Если вдаться в тему поподробнее, то люльки появились в Средние века из потребности освободить мать от ребенка для труда. Часто дитя заматывали на сутки, а фекалии стекали через дырку на пол. Детальное описание исторических реалий можно без труда найти даже на просторах интернета. Мякиш во рту — это воинствующий дебилизм из тех же реалий, «благодаря» которому смертность во младенчестве была просто потрясающей. Только из-за этих бабских примочек Советская власть в первые же годы своей социальной политики в 30е годы развернула по всей стране ликбез чтобы снизить смертность. Только не надо этот отстой провозглашать достижениями психологии. Как минимум, показываете себя как дура.
    2. Любой человек развивается, не стоит на месте. Думаете он ни разу ничего не завершил? Хм. Сильно сказано :))))))) По вашим словам понятно, что у вас собственного жизненного опыта — ноль, а то как же объяснить то, что в вашем понимании мсена интересов — это паталогия?
    3. Это вы сильно устарели. Наука вас обошла стороной. Только благодаря достижения ее возраст «эмбрион» неукоснительно снижается, специалисты требуют даже отменить это понятие, чтобы не давать беременным повода думать о ребенке как о наборе клеток. Благодаря науке доказываются все новые и новые сенсационные факты о младенцах. Методика, которая основана на этом и все более и более закрывается от европейского любопытства — … . Я не говорю о том, что ребенок от рождения способен писать картины и сочинять пьесы, но нейроны задействованы не будут. Мой дед, к примеру, жил с рождения в интернациональном доме (как раз в годы расцвета интернационала), где кроме русскоговорящих жили еще представители 6 наций — в основном, носители самых распространенных в Европе языков. Не умея писать и читать на этих языках, дед до своей смерти легко на них разговаривал, поэтому в годы войны успел повоевать и на стороне СССР и на стороне США без проблем. Казалось бы ерунда, однако традиционная педагогика тут никакой роли не сыграла.
    4. Письмо ставят в 1 классе, если вы еще не забыли. Теперь сами попробуйте написать диктант ускорив обычный свой темп раза в 2. Вот именно такой скоростной почерк у него и сейчас. Понятный, но сильно урезанный — НЕ ТАКОЙ, какой требует школьная каллиграфия. Ломайте свой куцый мозг дальше.
    5. Мне у девушек его спрашивать или свечку держать? Судя по наследственности, будет нормально удовлетворять свою женщину до смертного одра.
    Не нравится что пишу? Оттолкнуть хоцца? Тогда сотрите нахрен всю переписку, буду только рада.

    • А вот и ПОДЛИННОЕ ЛИЦО вашего семейного нарциссизма, Таня. Как быстро слетел это налет «интеллигентности»…
      1. Мне жаль, что в качестве информационных источников вы выбираете какие-то попсовые тексты в инете. Но зато с каким апломбом вы несете это знамя!
      2. Проблема обучения раннему чтению как раз и чревата тем, что обкрадывается развитие разных отделов мозга, в том числе правого полушария. И да, там не формируются полноценные нейронные сети в период с 3 до 5 лет. Жаль, что вы не вчитались в статью на этой странице.
      3. Впрочем, умение отделить главное от неглавного, существенное от несущественного — это не ваша сильная сторона. Явно не очень активны как лево-, так и правополушарные функции мозга обеспечивающие анализ и синтез. Возможно, гормоны дают о себе знать.
      4. Специфичный почерк может быть связан с работой подкорково-стволовых отделов. К примеру, корявый почерк, очень мелкие буквы или побуквенное письмо без связок. Это «известные» маркеры в нейропсихологии.

      • Татьяна:

        Да, Ольга, вашему терпению и способности деликатно отвечать- класс! я очень поддерживаю вашу позицию, что нельзя у детей отнимать детство! сужу по себе, по своим братьям, сестрам. не дураки! а если природой заложена олигофрения, то это уж, пардон, каждому свое… а такие Тани-Мани, иной раз прям выбешивают. а дети с проблемами, которые можно было избежать, результат их, якобы нежной заботы и внимания. в общем, Ольга, вы молодец! грамотно. что в наше время, к сожалению, редкость.

  23. Наталья:

    С интересом прочитала статью.

  24. julia:

    Очень заинтересовалась вашей статьей, прочла дважды, внимательно. Несколько раз вы употребляете термин «обкрадывание» мозга… Звучит это аллегорично, и под этим словом каждый понимает свое: «берут тихонько», «берут и больше не остается», «создают дефицит» и пр-пр… что конкретно вы вкладываете в это слово, ведь когда речь идет о слоях, отделах, участках мога, процессах, возбуждении, торможении, развитии чего-то либо, мы стараемся быть предельно понятны, тут, я вас к своему несчастью не поняла, можно подробнее?
    второй вопрос: в статье вы упоминаете энергоемкость навыков и энергию которую мозг тратит и истощаемость этого самого мозга одними процессами в ущерб других, каким образом происходит измерение подобных величин?

    • Это метафора. Не моя. От московских нейропсихологов.
      Здесь есть раздел, посвященный детской нейропсихологии, на страницах Энциклопедии. А там список всех публикаций в блоге по этой теме. Возможно, станет понятно.

    • Лев:

      Юлия, позвольте спросить Вас.
      Вот этот Ваш вопрос по поводу измерения энергоемкости процессов, а перед тем вопрос о слоях, отделах, участках — это действительно Ваш интерес, или Вы просто хотите поставить автора в неловкое положение?
      Есть у Зощенко такой рассказ «Срезал» — там деревенский мужичок очень любил в присутствии таких же деревенских озадачить какого-нибудь специалиста совершенно нелепым вопросом. Деревенские не понимали, что вопрос нелепый, но зато видели, как специалист начинал недоуменно хлопать глазами. И оставались в уверенности, что их деревенский сосед умнее всех ученых специалистов, которых он «режет влет». Вот от Ваших вопросов, Юлия, ощущение как раз как от этого рассказа.
      Уточнять у специалиста, что он имеет в виду, говоря о слоях. отделах, участках мозга — это нелепица. У мозга есть масса слоев и участков, и существует немало способов измерять энергозатраты процессов. Если Вы, Юлия, хоть чуть-чуть разбираетесь в анатомии и функциональности мозга, то что такое участки и зоны мозга Вы должны знать без всяких уточнений. А если Вы о строении мозга ничего не знаете, то какой смысл рассказывать Вам, например, о центре Брока, ответственного за речевую деятельность, или о мозолистом теле, соединяющем оба полушария мозга, или о времени созревания этих центров. Такие пояснения займут у автора уйму времени, ей действительно проще отослать Вас к справочникам. Но Ваш интерес ведь вовсе не в ответах, а в «срезать», не правда ли?

      • А Лев, вы на боевом посту?- 🙂
        У нас есть более оживленные места для вопросов-ответов. Но есть и исключительно скандальные темы…
        Это раннее чтение и дети-индиго… Вот тут и сносит амбициозных мам…
        Хочу уточнить только, что в отечественной нейропсихологической школе используются качественные методы диагностики (в отличие от западных традиций, где ведут аппаратные исследования). У нас же опорой в практике и работе служат, к примеру, описания нейропсихологических синдромов у детей.

  25. Лев:

    …прошу посмотреть статью о вреде фонематического слуха.

    • Я посмотрела. Я иначе понимаю понятие «фонематический слух». Как способность к распознаванию речи в целом, т.е. то, что в норме запускается у ребенка еще на первом году жизни, типа вокализаций-подражаний, первых слов, понимания речи взрослых и т.п.
      Другая же трактовка — анализ слова и разбиение его на буквы-звуки — это узкое понятие. В строгом смысле — это не фонематический слух, а логические операции, как вы и сказали.
      Фонематический слух — функция левого полушария, но запускается процесс — правым… А так как оно целостное, то все, что развивает правое полушарие, влияет и на фонематический слух… к примеру, ползание и перемещение в пространстве, музыка, рисование… и т.п.

      • Лев:

        Способность распознавать речь в целом, которая запускается у ребенка еще на первом году жизни — это обычный слух, ну на крайняк можно определить его как слух речевой. К фонематическому слуху Вы эту функцию приписываете совсем напрасно.
        «В строгом смысле, фонематический слух — это не слух, а логические операции» — вот так фраза звучит точнее. И из этой фразы получается, что логопеды совершенно напрасно учат детей слышать то, что услышать невозможно, и при этом не учат детей быть логичными там, где используется чистая логика.

        «На посту» я по той простой причине, что подписан на комментарии. Иногда бывает так трудно удержаться и не вмешиваться. Вот, нынче не удержался.

      • Вы вслед за логопедами используете узкое понятие. Это то, что я хотела сказать.

      • И еще… правое полушарие отвечает за отделение речевых звуков от шумовых… Это к тому, что под фонематическим слухом точно не понимают обычный слух. Хотя речевые центры Брока и Вернике находятся именно в зоне слухового анализатора. Но есть и другие речевые центры… порядка семи… плюс тонус и межполушарное взаимодействие. Подробнее, можно прочитать в статье о дислексии/детская нейропсихология/энциклопедия.

      • Кстати, вот интересный обзор темы фонематического и речевого слуха:
        http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/107632

  26. Лев:

    Спасибо, Ольга, обзор действительно полный и добротный. Но в нем содержится всё тот же недостаток: автор смешивает воедино понятия «звук» и «фонема». Автор просто не понимает разницы между реально произносимыми звуками и условными обобщениями этих звуков. Вот все те квадратные скобочки, которыми автор в своей статье обозначает звуки — на самом деле для ребенка это несуществующая в речи условность, фикция, непроизносимая и неслышимая. В речи произносятся, например, звуки КА, КО, КУ, но взрослый вычленяет в них общий согласный признак (щелчок задним язычком) и записывает этот признак как обобщение [к]. Взрослые умеют абстрагироваться, а дети еще не умеют. Ребенок не понимает, почему вместо звука КУ взрослый произносит К. Вот в этом недостаток данной статьи.
    Я так надеюсь, что Вы, как психолог, должны лучше кого бы то ни было понимать, что предлагать ребенку оперировать абстрактными фонемами ВМЕСТО конкретных звуков — значит нарушать принцип «от конкретного к абстрактному».

    • Это не недостаток. Это модель. Одна из. В любом случае, я опять же говорила о том, что фонематический слух — это вовсе не звуко-буквенный анализ при обучении чтению в традиционных методиках.

      • Лев:

        Рискуем углубиться в оффтоп…
        ОК, одна из. Если Вы понимаете, что существуют еще и другие модели, и при этом даже понимаете, чем они отличаются друг от друга — это отлично. Хорошо, когда специалист владеет разным интирументарием и знает разницу между ними. А то нынешние логопеды считают, что это одна-единственная модель, и что других моделей просто просто не существует

  27. Olga:

    До какого возраста рекомендуется читать ребенку вслух на ночь?

  28. Olga:

    Как это влияет на научение самостоятельному чтению? Заранее спасибо.

    • Формируется живой интерес к книге, к сюжету, умение сопереживать героям… и интерес к книгам вообще. В отличие от обучения просто буквам — которые просто «цель» и к любви к книге не формируют.

Задать вопрос детскому психологу (или добавить комментарий)

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s